Итоговое сочинение: делаем выводы

В 2014-2015 учебном году в российских школах появилось новое экзаменационное испытание для выпускников – итоговое сочинение. Отрепетированное 20 ноября, оно проводилось 3 декабря с учениками Троицкого района.
Информация о нововведении представлена на сайте ФИПИ (Федерального института педагогических измерений). Здесь отмечается, что сочинение призвано выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Носит надпредметный характер, при этом литературоцентрично. Это обусловлено традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место.
Для подготовки к написанию работы были опубликованы тематические направления итогового сочинения, сформулированные «широко», по принципам посильности, ясности и точности постановки проблемы, в 2014-15 учебном году они следующие:
1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова, размышления о своеобразии его творчества, проблематики произведений, специфике художественной картины мира);
2. Вопросы, заданные человечеству войной (размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне);
3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе (эстетические, экологические, социальные и др. аспекты взаимодействия человека и природы);
4. Спор поколений: вместе и врозь (семейные ценности, различные грани проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п);
5. Чем люди живы (ценностные ориентиры человека и человечества, этико-нравственные, философские, социальные аспекты бытия).
Темы сочинений объявлялись непосредственно на экзамене. Продолжительность написания – 3 часа 55 минут, можно пользоваться орфографическим словарем. Сочинение оценивается по зачетной системе, заявленным критериям: строгое соблюдение словарного норматива (от 350-ти слов), соответствие тезиса теме, аргументированный выбор художественного текста, логичность изложения, следование композиции, качество письменной речи и грамотность.
Людям с ограниченными возможностями здоровья, тем, кто учится в специальных учреждениях закрытого типа, позволено писать изложение вместо сочинения. Первая среда февраля и мая – дополнительные сроки проведения итогового сочинения (изложения) для получивших незачет, не явившихся на итоговое сочинение (изложение) или не завершивших его выполнение по уважительным причинам.

Предыстория
12 декабря 2013 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию предложил разработать и ввести сочинение в состав экзаменационных испытаний для выпускников. Выполнением этого поручения занялась рабочая группа при Минобрнауки России. В ее состав вошли учителя, директора школ, представители педагогической науки, средств массовой информации, сотрудники администрации Президента РФ, Минобрнауки, Рособрнадзора и региональных органов исполнительной власти.
По итогам нескольких месяцев работы и широкого экспертного обсуждения модель введения итогового сочинения в аттестацию школьников была разработана и нормативно закреплена. Согласно этой модели итоговое сочинение будет проводиться для учеников 11 классов в рамках промежуточной аттестации. Его результаты станут основанием для принятия решения о допуске выпускников к государственной итоговой аттестации.

Проверка знаний и побуждение к чтению
Комментарий Марины Владимировны Тарасовой, учителя русского языка и литературы, руководитель районного методического объединения учителей русского языка и литературы
Как методиста. Участвовали в обсуждении модели итогового сочинения в рамках краевых вебинаров и методического районного объединения и учителя русского языка и литературы Троицкого района. Предложения наших педагогов были отправлены в край.
Рискну предположить, что при известии о том, что итоговое сочинение – дело решенное, многие учителя-словесники испытали похожие чувства и эмоции: ну, сколько можно придумывать все новые формы экзаменационных творческих работ по нашим предметам! Уже есть и сочинение по русскому языку в ОГЭ в 9 классе, и сочинение по русскому языку в ЕГЭ в 11 классе (причем требования к содержанию и форме этих работ разительно отличаются). Как будут ребята писать сочинения, если текстами пользоваться нельзя? Почему сочинение пишется уже 3 декабря? Здесь не захочешь, а скажешь: ну, сколько можно проверять работу именно словесников? И, конечно, это вполне понятный и оправданный крик души.
Всегда отдаю дань глубочайшего уважения коллегам-словесникам нашего района. Эмоции – это быстротечная реакция на события, а работа предметника-профессионала должна быть продуктивной и результативной. И педагоги-словесники нашего района начали на методических семинарах работу по подготовке к итоговому сочинению, как только появились на сайте ФИПИ первые документы: тематические направления для итогового сочинения, критерии оценивания, рекомендации по форме и содержанию данной работы.
В результате к моменту проведения тренировочного сочинения выпускники наших школ понимали, что от них требуется на данном испытании. Ответственное отношение учителей-экспертов к проверке тренировочного сочинения тоже очень помогло успешной сдаче итогового сочинения. Все трудности, возникшие у выпускников, были проработаны, и 3 декабря мы сели писать итоговое сочинение по-настоящему.
По итогам испытания в Троицком районе получили «зачет» все, кроме двух учащихся – из Загайновской школы и Беловской школы №1. Полагаю, что ребята просто переволновались и третьего февраля все будет в порядке.
Как учителя. Сейчас, когда работы не только написаны, но и проверены и оценены, позволю себе сделать некоторые выводы.
Во-первых, не стоит пугать будущих выпускников сочинением. Не потому, что эту работу написать легко – нет, легкого здесь не было и не будет. Просто человек, одиннадцать лет проучившийся в школе, согласно программе должен уметь создавать письменное монологическое высказывание на заданную тему, используя литературный текст. Не стоит недооценивать наших детей: они способны и понять тему сочинения, и создать тезис по этой теме, и привлечь соответствующий литературный материал. Конечно, что греха таить, кто-то раскрывал тему «В чем истоки непонимания между людьми разных поколений?» на примере романа Достоевского «Бесы» (который не входит в школьную программу), а кто-то на примере рассказа Паустовского «Телеграмма» (который изучается в 8 классе). Безусловно, читательский кругозор и эрудиция у каждого выпускника своя, но воспользоваться ими сумели все.
В-вторых, критерии проверки сочинения абсолютно прозрачные и ясные и исключают пристрастный или эстетический (нравится – не нравится) подход.
Отрадно, что ученики нашей школы опирались в основном на классические произведения русской литературы, изученные в 9-10 классе, на произведения русских писателей 20 века, зарубежных авторов 20 века. Эксперты с удовольствием видели в итоговом сочинении аргументацию, основанную на произведениях Достоевского, Толстого, Шолохова, Ремарка, Хемингуэя, Брэдбери.
Что хотелось бы сказать сегодняшним школьникам, которым когда-нибудь предстоит писать итоговое сочинение? Читайте! Читайте книги! Не журналы, не «опусы» в соцсетях, а книги! Как общеизвестно, французский писатель Ромен Роллан назвал русского писателя Максима Горького «человек-университет». А у Горького не было высшего образования. Так откуда же «университет»? Из книг!
Думаю, что цель итогового сочинения не только проверка знаний, умений, навыков – это еще и подспудное желание побудить современного школьника к чтению. И никого, смею надеяться, не смутит, что таким путем. Главное – результат.
Впереди Год Литературы. Наверное, введение итогового сочинения – все-таки событие знаковое и вдохновляющее…
Подготовила Виктория САВИНЫХ.
Читайте материал полностью в номере газеты за 23 декабря 2014 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.