Подвиг во имя православия

Евгений Александрович Родионов родился 23 мая 1977 года в селе Чибирлей Кузнецкого района Пензенской области в семье Александра Константиновича и Любови Васильевны Родионовых.

В год Евгений был крещен, однако нательного креста не носил, и лишь в 1988 году бабушка сводила Евгения в храм, где ему дали крестик. Хотя мать Евгения отрицательно относилась к ношению сыном креста, он и не думал его снимать, со временем переменил цепочку на толстую веревочку.

Евгений закончил девять классов общеобразовательной школы в поселке Курилово Подольского района Московской области, затем он работал на мебельной фабрике.

25 июня 1995 года Евгений был призван в армию, где служил гранатометчиком на 3-й пограничной заставе 3-й мотоманевренной группы 479 Пограничного отряда особого назначения. 13 января 1996 года направлен в командировку в составе Назранского пограничного отряда, где, прослужив один месяц, попал в плен. 13 февраля 1996 года вместе с рядовыми Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым заступил на пост. Во время дежурства ими была остановлена машина «скорой помощи» под управлением бригадного генерала Чеченской Республики Ичкерия Руслана Хайхороева, в которой перевозилось оружие. При попытке досмотра солдаты были захвачены в плен. После обнаружения их исчезновения с поста этих солдат сначала объявили дезертирами. Милиционеры приходили домой к матери Родионова искать сына после его исчезновения. Версия того, что солдаты попали в плен, была принята после детального осмотра места происшествия и обнаружения следов крови и борьбы.

Евгений Родионов был убит в плену 23 мая 1996 года. В убийстве признался Руслан Хайхороев. В присутствии иностранного представителя ОБСЕ он рассказал: «У него был выбор, чтобы остаться в живых. Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался…». 23 мая, после 100 дней плена и жестоких пыток, Евгению Родионову и его сослуживцам вновь было предложено снять нательный крест и принять ислам. Евгений Родионов отказался снять крест, за что был обезглавлен. Вскоре после захвата в плен мать Евгения, Любовь Васильевна, приехала в Чечню на поиски сына, как считалось, дезертира. Его командир сообщил ей, что он в плену, но не проявил никакого участия к его судьбе. Она вышла на Басаева, тот пообещал ей найти сына при всех, но когда она вышла из селения, ее догнал брат Басаева и жестоко избил до полусмерти, сломав ей позвоночник. В конце концов, она была вынуждена заплатить боевикам деньги, чтобы узнать место захоронения сына. Тело Евгения мать опознала по нательному кресту. Позже результаты опознания подтвердила экспертиза. Крестик Евгения был найден в могиле на его обезглавленном теле, а позже мать Евгения передала его в храм святителя Николая в Пыжах, в котором он несколько лет хранился в алтаре.

Похоронен Евгений Родионов близ деревни Сатино-Русское Подольского района Московской области, возле церкви Вознесения Христова. У этих молодых солдат был выбор: принять веру врага и сохранить себе жизнь или мученически погибнуть. Они предпочли смерть предательству. Вместе встретили они самые страшные дни своей жизни, вместе сделали свой выбор – рядовой Евгений Родионов, младший сержант Андрей Трусов, рядовые Игорь Яковлев и Александр Железнов.

Долгие десять месяцев под бомбежками, в голод, в разруху, рискуя жизнью, мать искала своего сына среди боевиков и ваххабитов. Семнадцать раз она встречалась с полевым командиром, палачом русских воинов, чтобы выкупить тело сына, которое боевики превратили в товар. А боевики рассказывали ей, матери, страшные вещи о казни ее ребенка, десятки раз смакуя подробности отрезания головы. Лично из уст боевиков не один раз слышала мать, что был у ее сына выбор: принять ислам и воевать на стороне бандитов или принять мученическую смерть. Ночью, при свете фар, матери Любовь Васильевна Родионова и Нина Ивановна Железнякова со сжимающимся от ужаса и горя сердцем откапывали останки своих растерзанных сыновей. Достали останки одного воина, потом другого, а Любовь Васильевна беззвучно молилась: только бы не было здесь ее сына. Она не верила до тех пор, пока не нашли Женин крестик. По этому нательному крестику, который Женя сделал своими руками и никогда нигде не снимал, мать и опознала обезглавленное тело своего сына. Матери собрали все, до единой косточки, чтобы перевезти на родину и предать родной земле по-христиански тела своих детей, как и подобает русскому православному человеку.

На пятый день после похорон сына умер отец Жени Родионова. Мать осталась совсем одна. Только благодаря глубокой вере в Бога ей удалось выжить, не сойти с ума, не впасть в отчаяние. Теперь она отмечает одну только дату, 23 мая, как день рождения и смерти ее сына, которому было всего девятнадцать.

Сейчас Любовь Васильевна Родионова старается облегчить тяготы службы нашим солдатам на Кавказе. Она была в Чечне 25 раз, отвезла и раздала в солдатские руки свыше 600 тонн груза, собранного и закупленного в основном на деньги небогатых православных верующих и просто добрых людей как в России, так и в других странах. Это стало смыслом ее жизни – ее служением.

Сегодня воина Евгения Родионова почитают как святого многие православные люди не только в России и на Украине, но и в других странах. Иконы с изображением мученика Евгения Родионова есть в 30 храмах России. Замечательный факт: русский солдат, сражавшийся за Россию и обезглавленный в 1996 году чеченскими мятежниками за исповедание веры во Христа, почитаем сегодня как святой Сербской Православной Церковью. В Сербии его называют святым Евгением Русским. И уж совсем поразительно: в мае 2011 года новомученик Евгений Воин включен в воинскую панихиду, рекомендованную православным капелланам армии США для совершения поминовения погибших воинов в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи и Димитриевскую субботу. Воинский подвиг солдат-пограничников, пострадавших с Евгением Родионовым, был отмечен орденом Мужества, а подвиг исповеднический отмечен вниманием Церкви к возможности их прославления в лике святых воинов-мучеников по формуле: «воин-мученик Евгений (Родионов) и иже с ним пострадавшие воины: Андрей (Трусов), Игорь (Яковлев), Александр (Железняков)». На могиле Евгения Родионова в деревне Сатино-Русское Подмосковья был воздвигнут православный крест с надписью: «Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 г.».

На территории погранотряда в с. Акташ (Горный Алтай) в погранвойсках России воздвигнут храм в честь древнего св. мученика Евгения, первый в память о 19-летнем пограничнике Евгении Родионове и ребятах, которые погибли в Чечне.

Молитва: «Явился еси преудивлению крепостию, Христову терпению даже до смерти подражая, агарянскаго мучительства не убоялся еси, и Креста Господня не отреклся еси, смерть от мучителей яко чашу Христову прияв; сего ради вопием ти: святый мучениче Евгение, присно моли за ны, страдальче».

Валентина КАРКАВИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.