Судьбы опаленные…

Галина Александровна Коновалова родилась за неделю до того страшного дня, когда началась Великая Отечественная война. Ей было два месяца, когда на фронт забрали отца, который, прощаясь, только и сказал: «Ох, мать, если выживу, то увижу свою доченьку…». Больше им не пришлось встретиться. С фронта пришло письмо с фотографией, а в ноябре письмоноска принесла весточку. Можно представить, как мать, утирая слезы, читает своей еще несмышленой дочери: «Коновалов Александр Арсентьевич в боях с немецкими захватчиками, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, пропал без вести в ноябре 1941 года». Галина Александровна бережно хранит фотографию и извещение о смерти отца. Если бы отец остался жив, наверное, все сложилось бы по-другому: он дом хороший, большой поставил бы, и не пришлось бы ей с матерью ютиться в маленькой покосившейся избушке. Но история, как мы знаем, не имеет сослагательного наклонения, ее не перепишешь.

Моя героиня – человек с ограниченными возможностями, но ее трудолюбию, терпению и умению выбивать узоры на швейной машинке можно позавидовать. Рассказывает Галина Александровна: «У меня тетя выбивала узоры. А мне так хотелось научиться этому ремеслу. Ведь я копейки получала, пенсия небольшая была, а так, думаю, хоть на хлеб заработаю. Научилась я быстро. Выбивала много, целыми стопами: наволочки, подзоры, подшторки на окна, шторы, постельное белье, «уголки» для новорожденных и многое другое. У меня и для себя много выбито…». Ее работы и сейчас можно увидеть в домах сельчан.

В позапрошлом году Галину Александровну Коновалову поставили на очередь по программе обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших и умерших ветеранов Великой Отечественной войны. И уже в сентябре 2013 года отметила новоселье. О своем новом жилье она говорит так: «Мне говорят, можно было и лучше дом купить, а мне этот мил. Не сравнить со старым. Дом был холодный, тепло только у печки. Крыша протекала, потолок провисал. Хочу сказать спасибо Владимиру Егоровичу Фомину, главе сельсовета, за то, что выхлопотал мне жилье. Ведь сначала мне отказ был, потом мой старый дом сфотографировали, снова собрали документы. Так я получила средства на покупку этого дома».

Человек глубоко верующий, она часто ходит в молельный дом и ставит свечи за погибшего отца и всех умерших в те страшные, суровые годы.

Мария Андреевна Панова, ветеран труда, труженица тыла, родилась в 1929 году. На вид хрупкая, небольшого роста, она перенесла много испытаний. В начале войны трагически погиб отец. Мать осталась одна с четырьмя детьми. Вместе с соседкой Стешей Никаноровой Мария Андреевна, тогда еще Маша, работала на «чуркобазе». В военное время катастрофически не хватало топлива, а фронту нужен был лес. Девчушки кололи напиленные небольшими чурками дрова и заправляли ими газогенераторные машины. Работали до тех пор, пока из леса не возвращался последний лесовоз. А дома тоже полно работы. Вспоминает М.А. Панова: «Во время войны мы корову держали, картошку сажали. Весной, помню, в лесу вскопаем целик лопатами, ведь техники не было никакой, посеем просо, потом обмолотим, перетрем на муку. Все своими руками. Сами и хлеб пекли. В лесу собирали грибы и ягоды. А вечерами, бывало, убегали на вечерки, плясали и пели под гармошку».

В послевоенные годы работала на железной дороге, где наравне с мужчинами очищала железнодорожные пути от снега. Потом была работа на «молоканке»: собирали у населения молоко, перерабатывали его, из сметаны взбивали масло. Работали ночью, часто до четырех утра. Более 60 лет трудового стажа имеет Мария Андреевна. Из них 57 лет она отработала в Боровлянской участковой больнице санитаркой. Где бы ни трудилась эта женщина, везде она была в почете.

Выучила детей. Ее сын Геннадий, получив два высших образования, долгое время работал военным хирургом. Дочь Наталья имела среднее медицинское образование, к сожалению, трагически погибла, оставив двух дочерей. Заботу о сиротах взяли на себя дядя и Мария Андреевна. В прошлом году тяжело заболел и ушел из жизни супруг. Она не отходила от больного ни на шаг.

Пришла пора сыну принять заботу о матери, но как оставить этот просторный, ухоженный дом, построенный после войны на месте родительского дома, где каждый гвоздь вбит своими руками? Она знает, что сын сделает для нее все, но душа болит…

…В этот день, и горестный, и светлый,

Поклониться от души должны

Мы живым и не дожившим детям

Той большой и праведной войны!

Мира вам, здоровья, долголетья,

Доброты, душевного тепла!

И пускай нигде на целом свете

Детство вновь не отберет война!

Валентина Салий.

Г. Марова, зав. отделением социальной помощи на дому, с. Боровлянка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.