В ногу со временем

27 сентября отмечался День воспитателя и дошкольного работника

В средней группе Заводского детского сада полтора десятка ребятишек. 15 мальчиков-зайчиков и девочек-припевочек, которых каждый день нужно не только занимать, но и воспитывать и готовить к школе. Это и есть задачи любого воспитателя. Наталья Сергеевна Сухих в Заводском детском саду работает уже почти 28 лет.

Родилась и выросла она далеко отсюда, в Красноярске, там же окончила технологический институт по специальности инженер лесного хозяйства. А когда мужа, Виктора Васильевича, по распределению направили работать в наш район, пришлось сменить место жительства. С 1986 года супруги Сухих работали в Петровском леспромхозе, но в 90-м, когда все стало меняться, а с деньгами было туго, Наталья Сергеевна ушла в детский сад. Получила второе высшее (педагогическое) образование, накопила богатый опыт работы. Это сейчас в детском саду несколько групп, а было время, когда количество детей сократилось до одной смешанной группы, а в здании дошкольного учреждения находились и библиотека, и сельская администрация, и клуб.

Около пяти лет назад здание отремонтировали и передали детскому саду целиком. В селе стало больше ребятишек, поменялся менталитет родителей – многие поняли, что при нынешней системе образования дети должны посещать сад. Но, к сожалению, не все семьи могут себе позволить оплачивать пребывание здесь ребенка.

О своей работе Наталья Сергеевна рассказывает:

-Раньше, когда присмотр и уход за детьми были основными задачами, было проще. А сейчас программа поменялась, для ее освоения приходится много времени проводить за компьютером. К сожалению, на работе у нас недостаточно техники, поэтому рабочими программами, календарно-перспективными, ежемесячными планами занимаюсь дома. Сейчас каждый воспитатель работает по своей индивидуальной рабочей программе. И еще мы сами разрабатываем и ведем занятия по музыке и физкультуре.

Наталья Сергеевна отмечает, что дети сейчас другие – много гиперактивных ребятишек, возможно, из-за все возрастающего ритма жизни:

-Если раньше на группу из 20 детей приходились один-два таких ребенка, то сейчас половина группы. Их нужно постоянно чем-то занимать. Я прошу мам и дома заниматься с детьми, например, считать до пяти, и не просто так, а на примерах, чтобы у детей развивалось логическое мышление. Конечно, не сразу у всех это получается, некоторые дети, получив такие задачки, переключаются на другое. Наша программа нацелена на воспитание личности и подготовку к школе, то есть обучение. Мы хотим, чтобы дети были успешны в будущем. А как этого добиться? Хорошо учиться в школе, придя в которую, они должны много знать. Поэтому в процессе игр дети отвечают на вопросы: какое сейчас время года, какой день недели, какой месяц, какая погода? И воспитательные моменты важны. Вышли, например, на улицу, увидели червячков. Надо их жалеть? Надо. Зимой птичек кормить надо? Обязательно, чтобы не замерзли. Спать ложатся – я читаю им сказку, потом задаю вопросы: какая это сказка, о чем… И все это в целом направлено не просто на образование, а на воспитание успешной личности, создание предпосылок к плодотворной учебной деятельности детей.

Воспитатели постоянно должны быть готовы перенимать опыт, внедрять нововведения. Нужно быть интересной для детей, подвижной. Например, на занятиях физкультурой нужно показывать детям упражнения, бегать и прыгать вместе с ними…

Наталья Сергеевна и вне работы старается вести активный образ жизни. Вместе с мужем ездят отдыхать на природу. Она очень любит цветы, летом палисадник превращается в одну большую ярко цветущую клумбу. Зимой практически каждые выходные выбираются в лес, катаются на лыжах.

У супругов Сухих четверо внуков. Семья сына живет в Москве, но они стараются всей большой «командой» навещать родителей. Внукам в селе вольготно – чистый воздух, деревенская пища, и они с удовольствием проводят здесь время.

Сейчас Наталья Сергеевна и не помышляет о переезде куда-либо. Обустроенный дом, в котором есть все удобства, как в городской квартире, — главное условие для комфортной жизни.

И уже со смехом она вспоминает то время, когда приехала в село:

-Вышли мы с мужем из поезда на станции Гордеево. Я впервые увидела сельский вокзал, ведь до замужества все время жила в городе. Помню, даже расплакалась на перроне и рыдала всю дорогу до Заводского. Два дня ходила сама не своя, на третий день встала, умылась, подвязала платочек и стала жить. Муж, привычный к сельскому укладу, конечно, переживал, видя мое состояние. Для него все было обыденно, а для меня – страшно. Печку я топила с закрытой трубой и не понимала, почему дым идет в дом. Затем мы купили корову, копыт которой я страшно боялась, потом появились поросята, куры и так далее. И всему научилась, зарплаты-то были мизерные, а выживать как-то надо было. Но я никогда не жаловалась, и даже мама не знала, как мы жили. Кстати, десять лет назад она переехала к нам, и мы с мужем очень рады. Она и обед приготовит, и по дому помогает. Лишь бы подольше пожила с нами…

Пока мы говорили с Натальей Сергеевной, она то и дело отвлекалась, присматривая за детьми. И все-то у нее были «зайчики» и «припевочки», а если она кого-то и журила, то по-доброму.

Как одна большая семья

Детский сад «Солнышко» в Заводском посещает 74 ребенка (вместе с группой кратковременного пребывания). Самая большая группа – старшая.

Заведующая Елена Анатольевна Игаева о своих воспитателях да и в целом о сложившемся коллективе сказала немало хороших слов:

-Мы все как одна большая семья. У Натальи Сергеевны Сухих – высшая категория и большой стаж работы, она очень старательная и добивается хороших результатов. У остальных воспитателей – первая категория. Ирина Анатольевна Кирсанова работает у нас около четырех лет, до этого была учителем начальных классов. Дина Сергеевна Нефедова – молодой специалист, учится заочно в Бийском педуниверситете. Дети очень любят своих воспитателей, и с родителями мы стараемся находить общий язык. Наши работники индивидуально и вместе с детьми принимают участие во многих конкурсах как районного, так и краевого уровня, но в основном заочных, так как куда-то выехать для нас проблематично. Но в прошлом году мы успешно участвовали в конкурсе исследовательских работ, вышли на краевой уровень. Нам это понравилось, и исследовательскую работу мы продолжаем.

Коллектив заинтересован в наполняемости дошкольного учреждения. Воспитатели посещают семьи, убеждают родителей в том, что дети должны ходить в детский сад. При этом работает группа кратковременного пребывания, то есть ребята приходят только на занятия. Есть консультационный пункт для родителей – предлагается педагогическая помощь при возникновении трудностей в воспитании.

Коллектив детского сада работает в тесной связи с участковой больницей. Тем родителям, которые сами не могут свозить детей на медосмотр в райцентр, больница предлагает помощь. Некоторые сельчане помогают транспортом, если нужно свозить детей в райцентр на конкурс, сельская администрация помогает, чем может. Площадку возле детского сада покрасили, освежили благодаря родителям.

Большинство детских садов района теперь объединены в одно юридическое лицо на базе Троицкого детского сада «Родничок». Мы поинтересовались, что изменилось в работе коллектива Заводского филиала «Солнышко».

-Для родителей и детей ничего не изменилось, – поясняет Елена Анатольевна, — да и для воспитателей тоже. А для меня как заведующей многое поменялось: меньше стала нагрузка в плане финансовых вопросов и в плане закупок.

Наталья Заболотина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.