В районе действует земельный контроль. Что это такое?

В Троицком отделе Управления федеральной службы госрегистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю состоялся «круглый стол» по контролю за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель в Троицком районе. Помимо регистрации сделок с недвижимостью с 2010 года Управлению Росреестра переданы функции по государственному земельному контролю. На «круглом столе»  присутствовали главный госинспектор Управления Росреестра и госземконтроля Н.Г. Никифорова, заместитель главного госинспектора О.Н. Линник, начальник отдела по экономическому развитию и имущественным отношениям администрации района С.А. Иванова, главный специалист по имущественным и земельным отношениям Троицкого сельсовета Т.С. Чумова и старший помощник прокурора А.А. Попова.

Земельный контроль – это контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель. В Земельном кодексе РФ есть понятие государственного, муниципального, общественного и производственного земельного контроля.

-Государственный контроль проходит в форме плановых и внеплановых проверок, — пояснил О.Н. Линник. — Внеплановые проводятся для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства и в случае получения от прокуратуры, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.

Юридические и физические лица, использующие земельные участки, в отношении которых проводятся  проверки, обязаны обеспечить должностным лицам доступ на эти участки и представить документацию, необходимую для проведения проверки. То есть мы приходим к домовладельцу, смотрим его земельный участок, его границы, просим показать документы на право пользования землей. Пусть они будут оформлены очень давно, лишь бы они вообще были. Но часто в ходе проверок мы сталкиваемся с проблемой, что у хозяина и вовсе нет документов на право использования этой земли, это, естественно, нарушение земельного законодательства. Либо в огороде стоит магазин – это тоже нарушение целевого использования земли. Или начислен, как считает владелец, большой налог на его землю. Начинаем разбираться. Оказывается, когда-то у него или даже у предыдущих хозяев был зарегистрирован большой участок земли. Впоследствии владелец стал непосредственно использовать только третью его часть, а документально это не оформил, поэтому налог начисляется по-прежнему на общую зарегистрированную площадь.

-Рассмотрение каких правонарушений входит в компетенцию госземконтроля?

-Как я уже упомянул, это самовольное занятие земельного участка или его использование без оформленных в законном порядке правоустанавливающих документов на землю, уничтожение межевых знаков границ земельных участков; самовольная переуступка прав пользования землей или самовольный обмен земельного участка; сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии земель; невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; использование земель не по целевому назначению и еще ряд нарушений.

-Если в ходе проверки выявлены такие нарушения, какие могут быть последствия для физических лиц?

-На месте составляю протокол, предписание, акт проверки, беру объяснения с лиц, выдаю предписание об устранении имеющихся недостатков. Составление протокола является основанием для возбуждения административного дела. Далее передаю административное дело главному госинспектору по использованию и охране земель в районе.

Дело об административном нарушении считается возбужденным в том числе и с момента вынесения прокурорского постановления о возбуждении дела об административном производстве. За различные нарушения выносятся разные размеры штрафов: для физических лиц они составляют от 300 до 1000 рублей, для должностных – от 300 до 3000 рублей, для юридических лиц – от 3000 до 30000 рублей.

-Сколько было проведено проверок физических лиц с начала  года?

-За февраль-март было проведено 10 проверок, по двум из них были составлены протоколы за использование земельного участка без оформленных документов.

Осуществление муниципального земельного контроля согласно 131-му Федеральному закону относится к полномочиям сельских поселений. Об этом рассказали С.А. Иванова и Т.С. Чумова:

-Муниципальные инспекторы могут посещать организации независимо от форм собственности и обследовать земельные участки, находящиеся в их собственности, владении или пользовании; получать от физических и юридических лиц сведения и другие материалы, связанные с использованием земельных участков, в том числе и документы, удостоверяющие право на земельные участки и объекты строительства; обращаться в правоохранительные, контрольные и надзорные госорганы за оказанием содействия в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению их деятельности. По результатам земельного контроля муниципальный инспектор составляет акты обследования и при выявлении нарушений направляет их главному госинспектору для принятия административных  мер.

Как отметила А.А. Попова, в 2010 году прокуратурой района проводилась проверка за соблюдением законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля. В ходе проверки установлено, что муниципальные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления муниципального земельного контроля в сельских поселениях, не приняты. Муниципальный земельный контроль органами местного самоуправления, несмотря на его нормативное закрепление, не осуществляется, соглашение о передаче полномочий администрации района в части осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель в границах поселений не заключено. Поскольку сводный план проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2010 год не утвержден, органы местного самоуправления поселений могут осуществлять лишь внеплановые выездные проверки, проводимые по согласованию с прокуратурой района в порядке, предусмотренном действующим законодательством. По результатам проверки всем главам сельских поселений внесены представления об устранении нарушений закона с требованием на ближайшей сессии сельсовета принять муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок проведения муниципального земельного контроля.

Помимо вышеназванных видов земельного контроля существуют еще общественный, который могут инициировать сами граждане (они вправе обратиться в госземконтроль, если видят случаи нарушения земельного законодательства, а именно: загрязнение земельных участков или использование земель в черте населенных пунктов не по целевому назначению) и производственный, который осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке, и по требованию госземинспектора предоставить сведения об организации производственного земельного контроля.

Таким образом, на первой встрече участники «круглого стола» обсудили вопросы осуществления контроля за использованием земель поселений в Троицком районе. На следующей встрече было решено рассмотреть тему по осуществлению контроля за использованием земель сельхозназначения.

Наталья ЗАБОЛОТИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.