Зачем ты пьешь, мама?

Недавно возле одного из магазинов невольно услышала разговор двух подростков. «Можно, я сегодня у тебя переночую? Мать опять напилась, домой идти неохота, снова возьмется воспитывать», — говорил один из них.

Размышляю над услышанным, и становится грустно. Все-таки дом, как бы там ни было, – это крепость, основа жизни. Получается, что дома подростку находиться неприятно, и он здесь не ощущает себя в безопасности, и идти туда он не хочет. И поделать с пьющими родителями он ничего не может. Это страшно: калечится детская душа, извращается представление о настоящем – теплом, надежном доме, где ждет семья, самое дорогое для человека. Ребенок нередко чувствует себя виноватым в происходящем. Но разве это его вина, может ли он, по сути беспомощный, отвечать за поступки родителей?

Однажды довелось разговаривать с мальчиком (он учится во втором классе), который затемно ходил взад-вперед по улице:

-Ты почему не дома?

-Да я тут недалеко живу, скоро домой пойду. Сейчас пока неохота. Что мне дома делать? Родители пьяные, к ним друзья пришли. Мама с папой почти каждый день пьяные. У мамы спрашиваю: «Зачем ты сегодня опять напилась?». А она говорит: «Не твое дело, иди делать уроки». А я один не могу. Вот и приходится рано утром вставать, перед тем как мама на работу уйдет, и делать уроки.

…Девочка-третьеклассница просит со слезами: «Мам, не пей, ты же обещала, что сегодня не будешь». Ребенка отправляют поиграть, а девчушка, размазывая слезы по щекам и шмыгая носом, упрямо стоит рядом с матерью и слушает пьяные застольные разговоры, которые совсем не предназначены для детских ушей.

Насколько губительны для детей такие семейные ситуации? Губительны, и еще как. Они не проходят для ребенка даром, – это точно. Дети вырастают, либо копируя поведение родителей и имея склонность к употреблению спиртного, либо становятся замкнутыми, и от одного только слова «алкоголь» им плохо.

С.А. Чепурина и О.В. Соловьева, педагоги-психологи ТСШ №2, говорят, что детей из семей с пьющими родителями можно разделить на две группы. В первой группе дети сопротивляются сложившейся ситуации в семье. Им не нравится поведение родителей, но они понимают, что ничего с этим поделать не могут. Такие дети имеют очень мало друзей, и их не приглашают к себе домой в гости. Обманывают учителей по поводу того, что происходит у них в семье или где находятся их родители. Им стыдно за образ жизни родителей, сами дети малообщительны. Дети из другой категории мирятся с ситуацией, что родители выпивают. Родителей не волнует, где находится ребенок, как поздно он пришел с улицы. Подростков устраивает, что родители иногда дают им денег на какие-то модные вещи, но в основном они зарабатывают их сами. Многие дети из неблагополучных семей после летних каникул не хотят идти в школу, объясняя это тем, что лучше будут работать, например, колоть дрова, тем самым заработают деньги. А из этого следует, что подросток станет не зависимым от родителей и будет делать все, что ему вздумается.

Некоторое время назад в ТСШ №2 проводилось анкетирование среди учащихся среднего звена, и выяснилось, что впервые алкоголь многие из ребят попробовали дома, причем дали его им сами родители. Ну, и что это – желание быстрее сделать детей похожими на самих себя либо веяние времени?

Наталья ЗАБОЛОТИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.