Не все измеряется деньгами!

В №25 нашей газеты от 23 июня выступил депутат районного Совета, учитель технологии ТСШ №2 Виктор Петрович Еремкин (материал под заголовком «Он даже гвоздь забить не умеет, или Кто научит пацанов пилить и рулить?» с комментарием председателя комитета по образованию А.С. Тупикина).

Основными вопросами были три: оптимизация школ, возрождение преподавания в школах автодела и машиноведения, а также недостаточное воспитание мужского начала у мальчишек. Эта публикация вызвала отклик у некоторых наших читателей, которые высказались достаточно активно и эмоционально. Один из них – житель райцентра Юрий Павлович Теньков – попросил опубликовать его мысли. Ему – слово:

-Судя по сдержанному комментарию председателя комитета по образованию, он не восторге от мыслей В.П. Еремкина, хотя, на мой взгляд, все, что он высказал, – истина.

Есть люди, которым все равно, что происходит в нашей стране и районе, но мне – нет, и именно это побудило меня обратиться в редакцию. Мне есть дело до того, что мало фонарей на улицах, мне не все равно, что зимой плохо чистят дороги, что некуда сдать клеща на анализ для определения его зараженности. Меня задело, что мальчишки у нас не могут наточить нож или тяпку, а этому их могли бы научить на уроках труда. Вот вы умеете точить ножи, а кто вас научил? Либо отец, либо в школе. Казалось бы, это простая бытовая мелочь, не каждому дано пилотировать самолеты, но забить гвоздь должен уметь любой.

В одной из телевизионных передач большой военный чин с крупными звездами на погонах сказал: «С тех пор, как упразднили машиноведение и автодело в школах, появился огромный недокомплект в армии водителей автомобилей и прочей бронетехники, и как его восполнить – непонятно, так как система ДОССАФ перестала работать, как раньше».

Из комментария А.С. Тупикина видно, что в принципе возродить преподавание этих дисциплин в школах возможно, но нужно выполнить ряд организационных мероприятий – получить лицензию, подготовить учителей и прочее. Выходит, проще забросить это дело и ничего не делать? Нет финансирования – нет дела? Может, перестать умываться по утрам, потому что умывание требует определенных физических и финансовых затрат? Нужно купить хотя бы мыло и полотенце… Я уверен, что если бы все то, что говорил Виктор Петрович, дошло до нашего президента, финансы сразу же появились бы.

Разве у нас в России недостаточно территории, чтобы организовать полигон? Не можем приобрести в школы учебный транспорт?.. Автобусы ведь для школ покупаем, которые обслуживают школьников, но не служат непосредственно обучению. Можно ведь пользоваться и существующим полигоном в техникуме, ведь делаем одно общее дело. Проще всего развести руками и сказать, что нет денег. А желающих получить профессию в стенах школы много.

Не у всех родителей есть возможность дать специальность сыну, но в школе можно изучать токарное, плотницкое дело и прочие профессии. Получая одновременно с аттестатом документ о профессиональном образовании, выпускник и чувствует себя уже совсем другим человеком, более прочно стоящим на ногах, и может работать хоть таксистом, хоть трактористом. Уйдя в армию, он может остаться там по контракту по полученной специальности, да и военным не надо тратить время и средства на обучение. Давайте задумаемся: решение этой проблемы упрощает сразу множество задач – от получения профессии до службы в армии, от материальной независимости молодого человека до его умения справиться с домашними делами.

К идее объединения школ отношусь крайне отрицательно. Есть пример, когда в свое время укрупняли колхозы, а к чему это привело, известно всем – многие села просто обезлюдели. Кроме того, существует известный печальный опыт: школу закрыли – и село пропало… Я думаю, что укрупнение школ даст некоторую экономическую выгоду, но не все измеряется деньгами. Важные мелочи при объединении теряются, а они существенно влияют на нашу жизнь. Не будет мелочей – и за ними исчезнет что-то крупное. Оптимизация – не всегда хорошо, не надо ломать то, что работает годами. От добра добра не ищут, при кардинальных переменах начнут вносить какие-то дополнения и изменения – мол, получилось коряво, и надо снова улучшать. Работает отлаженный механизм – и пусть работает, его изменять не надо, смазывай только его время от времени!

Если в школе нет мужского начала, как правильно сказал В.П. Еремкин, что у многих мальчишек нет отцов, если пацаны на уроках технологии вышивают и штопают носки (хотя и это надо уметь), они перестают ощущать себя мужчинами. Парень, окончив школу, должен считать себя мужчиной, иметь набор чисто мужских навыков, уметь брать на себя ответственность не только за себя, но и за будущую семью. Воспитание «хромает» — нет сегодня «джентльменских» понятий, парни не знают, что нужно придвинуть стул девчонке, когда она присаживается, что нужно пропустить женщину вперед, уступить место, просто быть вежливым. Этому могли бы научить преподаватели старшего возраста и с опытом, таких найти можно. Пригласите человека с большим опытом, дайте ему какие-то преференции или льготы (понятно, что на местном уровне не решить этот вопрос, но надо же начинать что-то делать!), и люди даже в свободное время пошли бы работать с мальчишками. Тем более что когда-то наставник сам служил в армии, вырастил детей, а то и внуков, и имеет большой житейский опыт – от заточки ножа до изготовления табуретки. Пусть у трудовика висят в кабинете плакаты с воинскими знаками различия – и пацаны уже смогут отличить лейтенанта от прапорщика. Если он и не научит их строить самолеты, но даст старт к развитию мышления. Сужу по себе: уходя в армию, к 18 годам я имел специальности токаря, шофера и электромеханика и начало этому было положено либо в семье, либо в школе, либо в училище. Мне уже 68 лет, и могу сказать, что эти умения нужны в домашнем хозяйстве. А толчок дала именно школа, где научили правильно держать в руках напильник и резец!

Главное – надо научить ребят гордиться тем, что они могут делать своими руками. Кто будет кормить всех нас, кто сядет за рычаги трактора, кто возьмется починить электропроводку? Вот В.П. Еремкин говорит, что преподаватель из Зеленой Поляны гордится тем, что практически все имеющиеся в селе механизаторы прошли через его руки, а это основная возможность «привязать» парня к земле и к своей малой родине. Он уже не поедет на Сахалин потрошить рыбу, детей своих будет растить, обучая различным навыкам, а не мотаться, как цыган, по свету.

И еще. Там, где парня с малых лет учат мужским занятиям и профессиям, нет места всяческим гендерным богопротивным извращениям.

Подготовил Виктор РЯБОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.