На современном российском рынке все более востребованными становятся услуги по профессиональной оценке различного вида имущества, прав требования, обязательств, услуг. Установление рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной стоимости объектов оценки проводится субъектами оценочной деятельности – оценщиками, которые, в свою очередь, обязаны быть членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков[1].
Об основных задачах таких организаций и о том, кто осуществляет контроль за их деятельностью, расскажет начальник отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций управления Росреестра по Алтайскому краю Наталья Петренко.
-Что представляет собой саморегулируемая организация оценщиков и какие к ней предъявляются требования?
-Это некоммерческая организация, созданная для регулирования оценочной деятельности и контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований законодательства и объединяющая оценщиков на условиях членства. Статус приобретается некоммерческой организацией с даты ее включения в единый государственный реестр СРО оценщиков.
Основанием для включения некоммерческой организации в единый госреестр является выполнение ею следующих требований: объединение в составе этой организации не менее 300 оценщиков; наличие компенсационного фонда; коллегиального органа управления (совета, наблюдательного совета); функционально специализированных органов и структурных подразделений; утвержденных стандартов и правил оценочной деятельности; официального сайта.
-Кто ведет реестр СРО оценщиков и сколько организаций в данном реестре?
-Единый государственный реестр СРО оценщиков ведет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
В настоящее время в нем содержатся сведения о 16 СРО оценщиков, зарегистрированных в разных регионах страны, в том числе одна саморегулируемая организация зарегистрирована на территории Алтайского края.
-Каковы основные функции СРО оценщиков?
-К основным функциям относятся разработка и утверждение стандартов и правил оценочной деятельности; представление интересов своих членов в их отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления; прием в члены и прекращение членства в СРО оценщиков; контроль за деятельностью своих членов по соблюдению ими требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, правил деловой и профессиональной этики и т.д.
-Кто и каким образом осуществляет надзор за деятельностью СРО оценщиков?
-Государственная функция «Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков» исполняется Росреестром, его территориальными органами и осуществляется путем проведения проверок, контроля за исполнением СРО оценщиков предписаний об устранении нарушений законодательства и т.д.
В рамках своих полномочий управление Росреестра по Алтайскому краю проводит внеплановые проверки СРО оценщиков, плановые проверки проводятся только по поручению Росреестра.
-Какие нарушения допускают СРО оценщиков в своей деятельности?
-В ходе проведенных Росреестром в 2016 году проверок выявлялись следующие типичные нарушения: порядка проведения контроля за соблюдением оценщиками требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, стандартов оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики. Кроме того, к нарушениям относится неисполнение обязанности по контролю за осуществлением своими членами обязательного страхования ответственности.
-Какие меры могут быть приняты к СРО оценщиков по результатам проверочных мероприятий?
-При выявлении нарушений Росреестром могут быть приняты следующие меры: вынесение предписания об устранении в разумные сроки выявленных нарушений; направление в суд заявления об исключении сведений об организации из единого реестра СРО оценщиков.
Кроме того, нормами КоАП РФ предусмотрена административная ответственность СРО оценщиков и их должностных лиц за неисполнение порядка информационной открытости деятельности организации (ст.14.52).
Санкции данной статьи довольны серьезны. Так, отсутствие на сайте информации, предусмотренной законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей для должностных лиц и от 15 тыс. до 30 тыс. рублей для юридических лиц.
Отсутствие информации о компенсационном фонде, а также сведений, содержащихся в реестре членов СРО оценщиков, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тыс. рублей, на юридических – от 20 тыс. до 50 тыс. рублей. Отсутствие официального сайта СРО оценщиков влечет наложение административного штрафа от 30 тыс. до 50 тыс. рублей для должностных лиц и от 50 до 200 тыс. рублей для юридических лиц.
Н. Петренко, начальник отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций управления Росреестра по Алтайскому краю.
[1] Далее – СРО оценщиков.