Саморегулируемые организации оценщиков: контроль и ответственность

На современном российском рынке все более востребованными становятся услуги по профессиональной оценке различного вида имущества, прав требования, обязательств, услуг. Установление рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной стоимости объектов оценки проводится субъектами оценочной деятельности – оценщиками, которые, в свою очередь, обязаны быть членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков[1].

Об основных задачах таких организаций и о том, кто осуществляет контроль за их деятельностью, расскажет начальник отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций управления Росреестра по Алтайскому краю Наталья Петренко.

-Что представляет собой саморегулируемая организация оценщиков и какие к ней предъявляются требования?

-Это некоммерческая организация, созданная для регулирования оценочной деятельности и контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований законодательства и объединяющая оценщиков на условиях членства. Статус приобретается некоммерческой организацией с даты ее включения в единый государственный реестр СРО оценщиков.

Основанием для включения некоммерческой организации в единый госреестр является выполнение ею следующих требований: объединение в составе этой организации не менее 300 оценщиков; наличие компенсационного фонда; коллегиального органа управления (совета, наблюдательного совета); функционально специализированных органов и структурных подразделений; утвержденных стандартов и правил оценочной деятельности; официального сайта.

-Кто ведет реестр СРО оценщиков и сколько организаций в данном реестре?

-Единый государственный реестр СРО оценщиков ведет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

В настоящее время в нем содержатся сведения о 16 СРО оценщиков, зарегистрированных в разных регионах страны, в том числе одна саморегулируемая организация зарегистрирована на территории Алтайского края.

-Каковы основные функции СРО оценщиков?

-К основным функциям относятся разработка и утверждение стандартов и правил оценочной деятельности; представление интересов своих членов в их отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления; прием в члены и прекращение членства в СРО оценщиков; контроль за деятельностью своих членов по соблюдению ими требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, правил деловой и профессиональной этики и т.д.

-Кто и каким образом осуществляет надзор за деятельностью СРО оценщиков?

-Государственная функция «Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков» исполняется Росреестром, его территориальными органами и осуществляется путем проведения проверок, контроля за исполнением СРО оценщиков предписаний об устранении нарушений законодательства и т.д.

В рамках своих полномочий управление Росреестра по Алтайскому краю проводит внеплановые проверки СРО оценщиков, плановые проверки проводятся только по поручению Росреестра.

-Какие нарушения допускают СРО оценщиков в своей деятельности?

-В ходе проведенных Росреестром в 2016 году проверок выявлялись следующие типичные нарушения: порядка проведения контроля за соблюдением оценщиками требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, стандартов оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики. Кроме того, к нарушениям относится неисполнение обязанности по контролю за осуществлением своими членами обязательного страхования ответственности.

-Какие меры могут быть приняты к СРО оценщиков по результатам проверочных мероприятий?

-При выявлении нарушений Росреестром могут быть приняты следующие меры: вынесение предписания об устранении в разумные сроки выявленных нарушений; направление в суд заявления об исключении сведений об организации из единого реестра СРО оценщиков.

Кроме того, нормами КоАП РФ предусмотрена административная ответственность СРО оценщиков и их должностных лиц за неисполнение порядка информационной открытости деятельности организации (ст.14.52).

Санкции данной статьи довольны серьезны. Так, отсутствие на сайте информации, предусмотренной законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей для должностных лиц и от 15 тыс. до 30 тыс. рублей для юридических лиц.

Отсутствие информации о компенсационном фонде, а также сведений, содержащихся в реестре членов СРО оценщиков, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тыс. рублей, на юридических – от 20 тыс. до 50 тыс. рублей. Отсутствие официального сайта СРО оценщиков влечет наложение административного штрафа от 30 тыс. до 50 тыс. рублей для должностных лиц и от 50 до 200 тыс. рублей для юридических лиц.

Н. Петренко, начальник отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций управления Росреестра по Алтайскому краю.

[1] Далее – СРО оценщиков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.