Христос воскресе!

Пасхальная апрельская ночь… Тысячами огней горит вся церковь. Весь храм наполнен молящимся людом в праздничных одеждах. По всей церкви горят свечи, освещая разложенные пасхи, куличи, крашенки…

Тихая светлая ночь… Совершается великая молитва, совершается великая Тайна… Все ждут радостного часа, когда человек одарит братским поцелуем другого человека и произнесет «Христос воскресе!», а другой ответит «Воистину воскресе!»…

По всей Святой Руси в каждом доме светится огонь. Везде убран стол. Все готовятся к встрече «Великодня». По всей Руси несется радостный трезвон и слышится всерадостное: «Христос воскресе!».

Небо и земля поют тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Да возрадуется всякий, любящий Бога, сему светлому празднику!

Подвижники и нерадивые, празднуйте сей день! Постившиеся и не постившиеся, наслаждайтесь сегодня. Пусть ни один человек не боится смерти: смерть Спасителя освободила нас. Он сокрушил смерть, когда она держала Его в плену. Он лишил силы ад, сойдя в преисподнюю. Он разрушил его, поглотившего Его плоть. Предсказано Исаией: «Ад содрогнулся при виде Его… Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?..».

Христос воскрес – и демоны сокрушены. Христос воскрес – и ангелы ликуют. Христос воскрес – и жизнь царствует. Христос воскрес – и мертвые исторгнуты из гробов. Ибо Христос, воскресший из мертвых, сделался начатком усопших. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

(Слово на Пасху Иоанна Златоуста).

Воскресение Христа

В Евангелии от Матфея (28, 1-9) написано так: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

И вот сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем: вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите…»

Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се, Иисус встретил их и сказал: «Радуйтесь!» И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.

Праздник Пасхи является для нас не только днем воспоминания  о событии совершившемся около двух тысяч лет назад, но и праздником, раскрывающим перед нами тайну грядущего обновления твари. Пасха является прообразом грядущего всеобщего воскресения, когда мы «причастимся совершеннее и чище, когда Слово будет пить с нами вино новое в Царствии Отца, открывая и преподавая то, что ныне явлено Им в некоторой мере. Здесь Пасха побудет день один и проходит, а та непрестающая есть Пасха, откуда избеже болезнь, печаль и воздыхание, где радость, веселие и утешение вечное, где глас празднующих и лики торжествующих, и Света Присносущего видение, где блаженный пир Христов и полная вечных благ трапеза, и питие новое».

Эта вечная Пасха открывается тем, кто нынешнюю Пасху празднует духовно. К этому духовному, обновлению наших душ и призывает нас Церковь в великий и радостный день Святого Христова Воскресения. «Ныне спасение миру, видимому и невидимому! Христос из мертвых – восстаните с Ним и вы!».

Всю неделю мы видим в храме отверстые Царские врата. Это означает, что отверсто Царствие Небесное для человека. После совершения людьми первого греха оно закрылось по воле Божией, но страдания Христа вернули любовь Божию. Радость великая и несказанная! Поэтому-то в пасхальные дни так много в храме пения. Как и в вечности, как в Царствии Небесном: вечный праздник, ликование, радость, победа! Смерть побеждена! Эта радость победы Христа сохранилась в обычае христосования. Сохранился и обычай дарения красного яйца, цвета пролитой Им Крови – символа Воскресения Христа.

Что собой представляет яйцо? Это начало всего сущего: из яйцеклетки зарождается жизнь, дается старт всей живой твари. Наша трехступенчатая жизнь начинается из яйца: земная жизнь, потом загробная жизнь, а затем блаженная вечная жизнь, жизнь после всеобщего Суда. Красные яйца прообразуют наше воскресение и вечное бытие со Христом, пролившим Свою Божественную Кровь.

В течение многих веков начиная с глубокой древности происходит такое явление, как чудо Благодатного огня.

Явление огня, по рассказам паломников, происходит в Великую субботу на Гробе Господнем в Иерусалиме, то есть на месте погребения и славного Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.

Благодатный огонь нисходит только по молитве православного Патриарха. Несколько веков назад армянам удалось однажды оспорить у православных право получить священный огонь в пещере Гроба. Православных не допустили в храм, они вынуждены были стоять во дворе. По прошествии некоторого времени, когда Патриарх и народ молились во дворе храма, огонь изошел из колонны возле входной двери. Армяне же ничего не дождались. С тех пор православных уже больше не оттесняли от Живоносного Гроба. Сия колонна до сегодняшнего дня стоит треснутая и почерневшая.

Вот Великая суббота. Патриарха впустили в пещеру Живоносного Гроба, и дверь за ним закрыта. Тишина абсолютная, все молятся…

В самой пещере темно, и Патриарх один там в тишине молится Спасителю иногда минут десять или долее… И вдруг в темноте на ложе Живоносного Гроба рассыпаются как бы бисеринки, ярко-голубые, умножаясь, превращаясь в синий огонь, от которого загораются приготовленные вата, лента и лампада: все превращается в пламя Благодатного огня… Патриарх немедленно зажигает свои два пучка свечей и подает в овальные окошечки богомольцам. В самом храме рассыпаются голубые молнии и зажигаются пучки свечей у молящихся. При появлении Небесного огня, как взрыв грома, раздаются шум и гул радости и восторга.

Первое время после появления огонь не жжет ни кожи, ни волос, хотя свеча от свечи быстро загорается. И только через 10-15 минут Благодатный огонь начинает жечь, как обычное пламя.

Пасхальное богослужение

Еще с древних апостольских времен в пасхальную ночь христиане бодрствуют. Служба начинается в 20.00, примерно до 22.30 читают молитву. Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница (особая церковная служба в полночь), на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице (изображение на большом полотне тела Христа) и, совершив хождение вокруг нее, поднимают и относят в алтарь.

Ровно в 24.00 по местному времени при закрытых Царских вратах (дверь в центре иконостаса, которая соединяет алтарь с остальным храмом) священнослужители тихо поют стихиру: «Воскресение Твое…». Все выходят из храма, совершается крестный ход. После этого открываются церковные врата, и крестный ход шествует в храм. Пасхальная литургия заканчивается около четырех часов ночи. Начинается освящение пасх, куличей, яиц.

Дорогие братья и сестры! Настоятель Свято-Троицкого храма о. Александр (Жгунов) с клиром поздравляют вас с величайшим праздником Воскресения Христова! Желаем вам крепости духовной, телесных сил и здоровья. Да будут мир и любовь между всеми вами. Да сподобит Господь всех нас узреть победу Истины и Воскресения Святой Руси!

Христос воскресе! Воистину воскресе!

Подготовила А. ШАЛАЕВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.