Православная святыня родного села

Испокон веков люди для тела сооружали жилище, а для души воздвигали храмы. Вот и в нашем районе, на земле троицкой, к 1910 году действовало десять приходов, две часовни и два молебных дома. Православная, христианская вера объединяла сибиряков разных национальностей, воодушевляла их на строительство новых церквей. Многотысячные приходы в Загайнове, Талдинке, Петровке, Хайрюзовке, Горновом, Гордеевке, Большой Речке становятся центрами православной религии и культуры.

Среди всех церквей нашего района особое место занимал Петропавловский храм в селе Талдинка, названный во имя Христовых апостолов Петра и Павла. Благодаря жителю села Н.И. Герасимова история этой церкви впервые была опубликована в районной газете. Его исследовательская работа является одной из лучших в православной копилке Свято-Троицкого храма, где хранятся все рефераты школьников и жителей района о церквях своего села. Весь этот материал будет использован для оформления стендов в музее православия, который откроется в новом храме с. Троицкое. Найдется в музее место и для Ельцовской церкви, ее истории, людей, которые занимались сбором материала об Ельцовском приходе.

Нужно отметить, что учителя и ученики школы, так же, как и жители с. Ельцовка, к этому вопросу относятся со всей душой. Уже неоднократно дети защищали свои исследовательские работы на районных краеведческих конференциях: Владислав Ляшенко, Дарья Сенченко, Алена Фетисова, Татьяна Гроо. Вместе с педагогами Н.В. Ломакиной, Н.В. Коваленко, М.М. Дубс они собрали богатейший материал о Талдинской церкви и об Ельцовском приходе. С огромным желанием Таня Гроо подготовила презентацию «История Ельцовской церкви», с которой выступала на школьных конференциях в районе и в своей школе. Ельцовский храм возводили всем селом, работали не покладая рук даже в страдные дни. С любовью обустраивали внутреннее убранство храма, а также облагораживали территорию вокруг него. Предположительно он был построен в 1911 году. Кроме того, при церкви были закреплены пахотные и сенокосные угодья, работала воскресная школа. Поэтому прихожане вкладывали немалые деньги на содержание священника, псаломщика, сторожа, учителей. Церковь, по всей видимости, заложили 2 августа, на праздник святого Илии Пророка, который становится престольным праздником до последнего дня существования Ельцовской церкви по имя святого Илии Пророка, то есть Ильинской церкви, как прозвали ее в народе. До сих пор ельцовчане считают 2 августа своим праздником и почитают святого Илию Пророка.

Коренная жительница с. Ельцовка А.К. Федосова вспоминает: «Голубой свод внутри церкви светился, особенно красиво переливался в солнечные дни. Церковь была украшена богатыми иконами. Много съезжалось в храм прихожан из сел Горновое, Краснояры, Санарово. Звонили колокола по праздникам, особенно было многолюдно на Ильин день».

Жительница села А.А. Жуль запомнила из детства, как красиво было в церкви: «Стены расписаны ликами святых, иконостас резной, иконы Иисуса Христа и Богородицы во весь рост, а также напротив входа – распятие Христа. На куполе нарисован Илия Пророк с архангелами».

Е.И. Юрьева вспоминает о том, как при храме работала школа в три класса, где занятия вел учитель, а также священник. «Это был крупный красивый человек, крепкий и очень добрый. Он не боялся холода и даже зимой ходил без шапки. Его очень уважали сельчане. После закрытия храма он еще какое-то время жил в селе, рясу уже не носил да и в церковь не ходил. Все было под запретом, а в храме хранили зерно и тыкву», — так вспоминает Л.А. Обгольц о церкви с. Ельцовка.

Р.В. Яковлева поведала о том, как ломали Ельцовский храм: «Церковь ломали в 1947 году, уже после войны. В первый день снимали крышу и купола, потом разобрали стены и пол, под которым нашли более двух ведер старинных монет. Эти деньги потом увезли в Троицкое. Часть икон разобрали жители села, церковную утварь увезли в Троицкое. Даже после разрушения церкви на том месте собирались жители по праздникам, молились и шли на кладбище».

Интересную находку обнаружила однажды З.Н. Шарова: «В огороде вместе с картошкой выкопали металлическую икону – образ святого Ильи Пророка. Когда отмыли от грязи, лик святого засиял разными красками: белыми, бирюзовыми, голубыми, золотистыми. Эта икона освящена в Свято-Троицком храме, мы ее очень почитаем и молимся перед Ильей Пророком всегда».

Есть еще одна святыня, освященная ельцовским священником: это колодец, сооруженный на месте бывшей церкви. Как вспоминает Л.С. Кривошеева, жительница с. Ельцовка: «Это святое место в нашем селе. Вода в нем такая холодная и вкусная, что ее хочется постоянно пить. И цвет у воды иссиня-прозрачный, с переливающимися бликами. Вода в колодце никогда не замерзает, даже в крещенские морозы. Это любимое место ягодников: они обязательно здесь отдыхают, пьют вкусную воду. Говорят, сил прибавляется сразу».

Всего несколько лет функционировала православная церковь в с. Ельцовка по-настоящему, пока в жизнь страны не ворвался революционный переворот, уничтоживший храмы и часовни, молебные дома и монастыри, но не убивший в ее жителях веру православную, память о том удивительном времени, когда села наши были наполнены народом, церкви – прихожанами, а души – любовью к ближнему и Богу. Напоминанием того, что еще не все забыто и потеряно, являются святыни, сохранившиеся в каждом селе от православных храмов,. Есть такие святыни и в селе Ельцовка: перестроенное из церковного материала здание (сначала медстационар, затем двухквартирный дом), колодец со святой водой, икона святого Илии Пророка, а еще церковная книга от Татьяны Георгиевны Андрияновой, которую она подарила школе. И, конечно же, останутся навсегда воспоминания жителей села о православной святыне – Ильинской церкви, которые бережно хранят старинные иконы из порушенного Ельцовского храма, передают их по наследству своим детям и внукам. Все правильно. Так и должно быть. Новое поколение должно знать историю своего народа, основы православной культуры не только страны, но и родного села. Именно такую задачу поставили перед собой ельцовские краеведы, в том числе и Татьяна Гроо, подготовившая на пятидесяти листах интереснейшую работу об Ельцовском храме по имя святого Илии Пророка, великомученика, казненного после долгих пыток усечением мечом. Он погиб во имя утверждения христианской веры. Ставший любимым святым для жителей с. Ельцовка, он до сих пор является покровителем и защитником истинно православных жителей села.

Валентина Каркавина.

 

 

0 комментариев для “Православная святыня родного села”

  1. Моя мама,мои тёти мне тоже много рассказывали о жизни в селе Талдинка,о красивейшей церкви.
    Рассказывали,что в 1930 году,репрессированных закрывали перед растрелом в церкви.И только при подкупе охраны,родственники(матери,жёны,дети) смогли попрощаться со своими любимыми сыновьями,жужьями,братьями.Так попрощалась со своим папой моя мама,ей было 11 лет.

  2. Моя мама,мои тёти мне тоже много рассказывали о жизни в селе Талдинка,о красивейшей церкви.
    Рассказывали,что в 1930 году,репрессированных закрывали перед растрелом в церкви.И только при подкупе охраны,родственники(матери,жёны,дети) смогли попрощаться со своими любимыми сыновьями,жужьями,братьями.Так попрощалась со своим папой моя мама,ей было 11 лет.

  3. К сожалению, сведения цитируемых источников о Петропавловском приходе(талдинской церкви),включая реферат ученицы Ельцовской средней общеобразовательной школы не совсем достоверен.Например,при описании сцены боя белых и красных является неверным тот факт,что белые установили пулемет на колокольне,за что после красные убрали колокольню.На самом деле,со слов Тесленко Петра (все талдинские знают его как «Петя-партизан»)пулемет был установлен красными и при наступлении белых эта пулеметная точка была подавлена артиллерией белых,в силу чего и была разрушена колокольня.Эти сведения Тесленко рассказывал при раскопке предыдущей братской могилы и переносе ее в центр села.Очевидцем раскопок и рассказа Тесленко был и ваш покорный слуга.К сожалению допущены и другие значительные искажения,которые я не могу,в

  4. К сожалению, сведения цитируемых источников о Петропавловском приходе(талдинской церкви),включая реферат ученицы Ельцовской средней общеобразовательной школы не совсем достоверен.Например,при описании сцены боя белых и красных является неверным тот факт,что белые установили пулемет на колокольне,за что после красные убрали колокольню.На самом деле,со слов Тесленко Петра (все талдинские знают его как «Петя-партизан»)пулемет был установлен красными и при наступлении белых эта пулеметная точка была подавлена артиллерией белых,в силу чего и была разрушена колокольня.Эти сведения Тесленко рассказывал при раскопке предыдущей братской могилы и переносе ее в центр села.Очевидцем раскопок и рассказа Тесленко был и ваш покорный слуга.К сожалению допущены и другие значительные искажения,которые я не могу,в

  5. Спасибо Сергей! да дело не в том кто разрушил колокольню,дело в том,что некому всё восстановить! Я видела эту церковь в 2005 году.приход разрушали намеренно,власти района,жители села и т.д.
    нет святости,везде были разбросаны пустые бутылки,грязь.А ведь можно закрыть двери,предварительно навести порядок.И пусть стоит до личших времён.Нощет и восстановится на радость другим поколениям,да и нынешним!

  6. Спасибо Сергей! да дело не в том кто разрушил колокольню,дело в том,что некому всё восстановить! Я видела эту церковь в 2005 году.приход разрушали намеренно,власти района,жители села и т.д.
    нет святости,везде были разбросаны пустые бутылки,грязь.А ведь можно закрыть двери,предварительно навести порядок.И пусть стоит до личших времён.Нощет и восстановится на радость другим поколениям,да и нынешним!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.