Маска Мельпомены

И, наверно, крылья кто-то выдумал,

 Потому что птице позавидовал.

 К. Рыжов.

 …У театрального коллектива Красноярской школы, приехавшего на фестиваль «Театральный серпантин», не оказалось программки. Узнавая имена режиссера и актеров, спросила и о костюмере.

 -Да какой там костюмер! – засмеялась О.С. Брайко, организатор школы. – Из своих закромов достала, ничего особенного!

 Видели бы вы это «ничего особенного»! Когда герои спектакля по рассказам Чехова вышли на сцену, даже «академик» нашего фестиваля Н.Г. Лубянская ахнула – настолько костюмы соответствовали эпохе Чехова. Можно позавидовать и закромам, и – главное – умению постановщика спектакля быть достоверным даже в мелочах. Представьте: в глубине сцены высится железнодорожный вокзал, слышны звуки приближающегося и затем тормозящего поезда, шум толпы. На перроне (сцене) появляются почти одновременно толстый господин в шикарном цилиндре и нелепое семейство с картонками и потертыми чемоданами. Идет известный всем диалог толстого и тонкого. Картинка получилась очень достоверная. Нечасто на афише нашего фестиваля значатся спектакли по классическим произведениям. Сказку поставить проще. Тем радостнее видеть качественный спектакль по рассказам А.П. Чехова. Очень хорошо сыграл роль сына-гимназиста Саша Филиппов.

 Коллектив Беловской школы №1 не планировал выставлять свой спектакль на фестиваль. Экологическую сказку «Как Маша лес спасала» ребята готовили для школьного праздника. Спектакль зрителям понравился, и его привезли на фестиваль. Сюжет банальный, герои стереотипны – это признаки почти всех пропагандистских спектаклей. И можно позавидовать режиссеру М.Н. Кислицыной, сумевшей из ходульного сюжета сделать интересный спектакль. Хорошо сыграл роль Ежика Игорь Пеньков, удачно подобран костюм для Колобка (Василиса Молодцова).

 Без поворотных кругов и занавеса школьным режиссерам непросто решить проблему смены декораций. На нынешнем фестивале, словно сговорившись, все решали эту проблему так: делили условно сцену на две части и обыгрывали переход героев из леса, например, в замок. Этот удачный вариант использовали усть-гавриловский режиссер Н.И. Лотарева и декоратор С.Д. Варнакова. И удачно ими выстроенные мизансцены отметили все профессионалы. А зрители с удовольствием смотрели сказку по повести О. Пройслера «Маленькая колдунья». Приятное впечатление произвело и стилевое единство костюмов (костюмер И.В. Нитяговская). Режиссер Нина Ивановна Лотарева сказала, что на фестиваль она привезла почти всю школу – девять учеников из четырнадцати, и некоторым из них пришлось играть по две роли. Из двухсот учеников бывает непросто выбрать двенадцать артистов. А попробуйте из четырнадцати! Вот как не позавидовать усть-гавриловским школьникам, у которых такие замечательные учителя, сумевшие всех сделать артистами! Да еще в мужских ролях задействованы мальчики – это вообще большая редкость для маленьких школ. Особого внимания заслуживает Настя Шишкова, сыгравшая заглавную роль. У девочки большие актерские способности.

 Творческий коллектив ТСШ №1 представил сказку «В тридевятом царстве» В. Блинова. Руководит коллективом, который называется «Сказка», Л.Н. Молодцова, и ее профессионализм всем завсегдатаям нашего фестиваля известен. Без сомнения, на фестивале это был лучший актерский ансамбль. Мария Крестьянникова и Лилия Вебер искрометно сыграли Бабу Ягу и ее дочь. А  Валерия Кочеткова за роль няньки была одной из претенденток на приз за лучшую женскую роль. Оригинальную трактовку образа Медведя представил Алексей Барышников. Сказку зрители смотрели с большим интересом.

 Театральный коллектив Пролетарской школы – один из лучших в нашем районе, его спектакли у многих вызывают ту самую зависть, из-за которой и выдумываются крылья. И уж если Н.В. Савиных ставит сказку, то это будет полное погружение в сказочный мир. Все на должном уровне – и костюмы, и музыка, и яркое декоративное оформление. Декоратор – учитель технологии Р.П. Дементьева, музыкальное оформление – ученик 7 класса Максим Трач. Безупречна композиция массовых сцен. Ученица 11 класса Вера Зарипова поставила танцы, очень органично вписавшиеся в рисунок спектакля. Роль Короля сыграл Михаил Анцупов, и его король получился вальяжным и бесхарактерным красавцем. Прекрасная осанка, гордая голова, никакой суетности и хватаний за голову, которыми грешат школьники – исполнители роли королей. Весьма фактурный типаж. В противовес ему – другой Король, лягушиный. Юркий, верткий, с пружинящей походкой, весь какой-то звонкий, с колоритной мимикой. Илья Зайханов, сыгравший лягушиного короля Кикворста, получил приз за лучшую мужскую роль.

 Рассказы Зощенко, сказка О. Уайльда и Шварца – любой материал в руках талантливого режиссера Троицкой школы №2 О.В. Сторожиловой превращается в талантливый спектакль. Спектакль по мотивам сказки Е. Шварца «Золушка» смотрелся на одном дыхании. Минимальное количество декораций позволило создать ощущение свободного пространства замка. Чередование статичных и динамичных мизансцен создало особый ритм спектакля. Если не считать немного затянувшегося монолога ведущей Кошки, первые же секунды самого действа сразу задали тон всему спектаклю.  В спектакле нет маленьких ролей, даже роли второго плана несут значимую смысловую нагрузку. Мечтательность стражника в исполнении Анатолия Петрова усиливает впечатление от энергичного Короля (Максим Глазков). Некоторая статичность Принца (Илья Чередов) вполне понятна и объяснима – принц робок, как любой впечатлительный влюбленный юноша. Людоед же – полная ему противоположность. Его запоминающийся образ создал Юрий Тарасенко. Харизматичный, дерзкий, обаятельный сердцеед в переносном и, по-видимому, в прямом смысле – людоед все-таки. Конечно, меланхоличная и во всех поступках безупречная Золушка (Ирина Бусс)  влюбляется в Принца, а ее капризная сестрица-вредина  Анна (Юлия Силина) – в Людоеда. По поводу образа Мачехи возникли споры. Одним зрителям и членам жюри она показалась слишком беззлобной, совершенно не свирепой. Другие сочли удачным именно такое решение классического образа. Ольга Высоцкая сыграла властную, нервную, на гране истерики женщину, не терпящую возражений и установившую в доме такие порядки, что уже и не надо орать и топать ногами. Все и так беспрекословно подчиняются. Мачеха подчеркнуто сдержанна, с мягким, обволакивающим голосом. А платье раздражающего пурпурного оттенка усиливает впечатление от образа властной жадной женщины.

 Классический образ бестелесной воздушной Феи тоже решен неожиданно. Владлена Дергачева сыграла добрую, всем желающую счастья, Фею. Но эта Фея от своих любимцев не потерпит никаких попыток быть счастливыми самостоятельно. Мягко, но настойчиво она диктуем им свою волю. Чуть что не так, и она способна стать мачехой. Но Принц и Золушка покорны, и Фея сияет от радости за них. В огненно-красном платье она появляется на сцене, как неизбежность. Я хочу – и, значит, вы будете счастливы! Владлена получила приз за лучшее исполнение женской роли.

 Спектакль ТСШ №2 получил гран-при фестиваля «Театральный серпантин» и маску Мельпомены. Вероятно, кто-то, позавидовав, в следующем году поставит спектакль, которому суждено поразить и порадовать зрителей. Потому что такое  погружение в мир театра рождает новые образы, будоражит фантазию и вдохновляет на новые идеи.

Елена КОЛЫХАЛОВА.

Постановки в школе

Как известно, 27 марта отмечался День театра. В Ельцовской школе было решено отметить его, но в связи с каникулами праздник перенесли на начало апреля. Школьники с первого по четвертый класс готовят небольшие постановки. Так, первый и четвертый классы совместно готовят музыкальную сказку со звуковыми и шумовыми эффектами «Трусливый заяц», а еще четвертый класс покажет сказку «Репка», второклассники выбрали для показа «Пес и лиса», а третий класс – «Колобок». На представления придут не только ребята, но и родители.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.