Научилась выращивать помидоры на Колыме

2 октября отметила 90-летний юбилей жительница села Троицкого Евгения Георгиевна Чубарова.

Родилась она в городе Нижний Ломов Пензенской губернии, в семье было четверо детей: старшие – брат Георгий и сестра Фаина, и младшенькие – сестры-двойняшки Женя и Лида (она умерла от дифтерита в возрасте трех лет). Маленькой Жене повезло: врачи спасли ее от этой страшной болезни.

Глава семейства, Георгий Адольфович Вернер, прибалтийский немец, был родом из Латвии, где окончил ремесленное училище в Риге, и, получив специальность механика, которая считалась престижной, поехал строить электростанции в России. Где бы он ни находился, при нем всегда был ящик с инструментами. Мама, Пелагея Андреевна Максимова, с серебряной медалью окончила гимназию, что давало ей право преподавания. Работала в деревне, ей платили и еще приносили продукты, благодаря чему она кормила всю семью, а сама ходила в лаптях. Потом семья переехала в Ростов-на-Дону. Дали им коммунальную квартиру. Бабушка работала учительницей, отец – на заводе (в то время как раз шло строительство «Россельмаша»).

В 1941 году семья Вернер из-за своих немецких корней попала под репрессии и оказалась на Алтае, в Шипуновском районе.

-Поселили их в селе Урлапово, в избушке с заросшей травою крышей, – рассказывает дочь Евгении Георгиевны, Татьяна Петровна Зорова. – Бабушка снова стала работать учительницей, дед уже очень сильно болел, но еще работал год кузнецом, а старшая сестра мамы, Фаина, училась на первом курсе сельхозинститута на инженера-мелиоратора. Брата Георгия вскоре забрали в трудармию, где он через год умер в возрасте 21 года от воспаления легких. Перед смертью он написал прощальное письмо невесте, бабушка же узнала от нее о смерти сына только через три года. К немцам в то время относились плохо, поэтому бабушке пришлось уволиться из школы. Она стала работать в библиотеке. Деда тоже забрали в трудовой лагерь, где он умер в больнице, родные так и не знают, где он был похоронен. В 50-е годы бабушка вернулась в школу, где учила ссыльных калмыков.

А сестры, 23-летняя Фаина и 21-летняя Евгения, были сосланы на Колыму, и на долгое время местом их проживания стал поселок Семчан, где они столкнулись с тяжелыми условиями жизни: три года заключенными, четыре – вольнонаемными. Евгения Георгиевна работала помощницей агронома, который учил ее выращивать помидоры в условиях Крайнего Севера. Есть было нечего, она не понаслышке знает, что такое пухнуть от голода. Но мама всегда любила петь и была активной участницей художественной самодеятельности. Благодаря этому она и познакомилась с отцом, который увидел ее на сцене и влюбился.

Будущий муж Евгении Георгиевны, Петр Власович Чубаров, был осужден по 58-й статье как «социально-опасный элемент». Он работал в шахте взрывником. 21 сентября 1951 года у молодоженов родилась дочь Татьяна, а в 1952 году они вернулись на Алтай. В 1955 году у них появился сын Сергей, тогда уже они жили в Троицком. Петр Власович работал в автохозяйстве, потом сильно заболел, но все равно не сидел без дела – занимался пчеловодством, держал кроликов, был даже председателем кролиководческого общества. Когда он заболел, Евгения Георгиевна пошла работать в промкомбинат. Она постоянно была в передовиках, ездила по путевкам на курорты в Кисловодск, в Феодосию. А еще часто получала премии в виде трехметровых отрезов ситца, которые до сих пор лежат у нее в шифоньере, а на тумбочке стоит огромный портрет, висевший когда-то на Доске почета у входа в промкомбинат. В 1981 году она вышла на пенсию, но до 83-го еще работала.

Много лет Евгения Георгиевна держала большое хозяйство. Она до сих пор самостоятельно трудится в огороде, хотя ходить тяжело. Не только сама высаживает помидоры, но и сама их подвязывает, поливает и даже подкармливает. Этому она научилась еще на Колыме. Хорошо, что дети, Сергей и Татьяна, тоже живут в райцентре, да и внучка Настя часто приезжает из Барнаула со своими сыновьями. Младший правнучек Ваня чувствует себя у прабабушки, как дома.

Евгения Георгиевна прожила большую и трудную жизнь, никогда не мечтая о спокойной старости, потому что ей было просто не до этого.

Светлана КУДИНОВА.

Читайте материал полностью в номере газеты за 8 октября 2016 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.