Музыка и ученики – это не просто работа. Это призвание

В просторном кабинете Петра Александровича Шатрова нет ничего лишнего: скромный учительский стол, фортепиано да несколько стульев, часть из которых занята по-хозяйски расположившимися здесь музыкальными инструментами. Баян, гитара и, конечно же, балалайки, о которых преподаватель музыки может рассказывать бесконечно, как и о своих учениках. Фотографии и дипломы лучших из них – единственное украшение кабинета, если не считать портрета, с которого смотрит интеллигентный мужчина, показавшийся мне чем-то похожим на писателя А.П. Чехова.
-Это Василий Васильевич Андреев, — с большим уважением в голосе произнес Петр Александрович, заметив, что я обратила внимание на портрет, — великий русский музыкант, балалаечник-виртуоз, который усовершенствовал балалайку и создал первый в России оркестр народных инструментов. Раньше считалось, что балалайка – один из самых примитивных инструментов. Андреев поставил перед собой цель – усовершенствовать инструмент в звуковом отношении, сохранив его народность. И это удалось ему в полной мере: благодаря его настойчивости, энергии и таланту балалайка завоевала популярность в самых широких кругах и стала основой созданного в 1896 году из кружка любителей игры на балалайке Великорусского оркестра. Триумфальные гастроли в странах Европы и США принесли славу русским инструментам далеко за пределами России. А на балалайке можно исполнять любую музыку – от народной до классической.
Моя попытка расспросить Петра Александровича о нем самом не увенчалась успехом, он лишь коротко назвал основные вехи своей биографии, разве что о детстве рассказал чуть подробнее, видимо, потому, что именно тогда проявились у него музыкальные способности и желание играть.
-Мне было с кого брать пример, — этими словами учитель начал свой рассказ.
К музыке юного Петю приобщил отец, Александр Федорович, который в свободное от работы время любил поиграть на гармошке, а мальчик подыгрывал ему на балалайке. Иногда брала в руки балалайку и мама, Александра Михайловна. Когда Пете исполнилось 10 лет, он поступил в музыкальную школу по классу баяна, а затем продолжил обучение в Алтайском государственном институте культуры, где приобрел специальность руководителя оркестрового коллектива. В 1980 году приехал в Троицкое. До сентября 1983 года он работал аккомпаниатором и методистом художественной самодеятельности РДК, а затем перешел на работу в детскую школу искусств, на должность преподавателя класса народных инструментов, где работает по сегодняшний день.
-Мне часто говорили: «Как может баянист учить балалаечников?», — с улыбкой вспоминает Петр Александрович. – Ведь в годы учебы балалайка была для меня дополнительным инструментом… А впрочем, что мы все обо мне, давайте лучше поговорим о детях.
-Хорошо, давайте о детях. Несмотря на возрастающую популярность и кажущуюся легкость исполнения, балалайка все-таки специфический инструмент. Не испытываете ли вы в связи с этим недостатка в учениках?
-Мне хватает. Настоящий балалаечник – это «штучный товар» (улыбается). С каждым учеником занятия проходят индивидуально. Очень радует, когда есть результат, но это происходит не сразу. Во многом успех зависит от взаимодействия «ученик – педагог – родитель». Особенно такое взаимодействие важно на начальном этапе обучения, пока ученик не войдет «во вкус» и не научится организовывать процесс своего обучения самостоятельно.
-Когда ученик приходит к вам впервые, вы сразу чувствуете, чего он сможет добиться в будущем?
-Обычно – да. Хотя бывали случаи, когда выдающиеся ученики не оправдали моих надежд. И здесь как раз не сработало то самое правило взаимодействия.
Большие надежды подавал Рома Селянин. В 2011 году он получил диплом III степени на Международном конкурсе «Море, солнце, фестиваль» в Испании, диплом II степени на Сибирском международном фестивале, стал лауреатом краевого конкурса, но, к сожалению, не захотел продолжать занятия.
В 2012 году Толя Зыков тоже получил диплом III степени на Международном конкурсе «Дотянись рукой до солнца» в Италии, кроме того, в 2009-2010 годах он был победителем и призером краевых и зональных конкурсов. Однако выбрал себе другую профессию и поступил в НГУ.
Тем не менее, среди бывших учеников Петра Александровича немало профессиональных музыкантов. Гордость учителя – его воспитанница из самого первого выпуска (1989 года) Юлия Баева, которая после окончания музыкального училища играла в оркестре «Сибирь». С 2001 года она живет в Германии и пишет статьи о русских народных инструментах. Ее имя внесено в «Энциклопедию балалаечника» под редакцией видного музыкального деятеля А.И. Пересады.
Петр Александрович категорически не согласен с мнением, что «молодежь пошла не та». Наоборот, он считает, что следующее поколение выпускников в чем-то даже превосходило предыдущее. А я думаю, что это связано с совершенствованием профессионального мастерства самого учителя.
Многим тройчанам, интересующимся культурной жизнью района, известны имена Дмитрия Рыбакова, который после окончания Барнаульского музыкального училища поступил в Московскую академию музыки им. Гнесиных и сейчас живет и работает в Москве, Ивана и Романа Реутских, окончивших Новосибирскую консерваторию. А дочь Петра Александровича и Натальи Александровны Шатровых Юлия Веселовская окончила отделение народных инструментов Алтайского государственного института культуры и сейчас она одна из ведущих солисток оркестра «Сибирь».
Константина Новоселова, который, к сожалению, оставил занятия музыкой, а также братьев Михаила и Валерия Клименко, которые в настоящее время обучаются в академии музыки им. Гнесиных, педагог считает третьим «звездным» поколением своих учеников.
В 2011 году на музыкальном небосклоне ДШИ засияла новая звездочка – Денис Кубанов, который уже в 2012 году получил диплом лучшего иллюстратора зонального конкурса юных концертмейстеров в Бийске, а также диплом I степени межрайонного конкурса «Надежды Алтая». Мастерство исполнения юного музыканта совершенствовалось с каждым годом, что проявилось в блистательных выступлениях на конкурсах высокого уровня. В 2015 году он был награжден дипломом I степени зонального конкурса исполнителей на народных инструментах, дипломом лауреата I степени краевого смотра «Юные дарования Алтая», а также специальным дипломом краевого фестиваля «Салют Победы» и поступил в Бийский музыкальный колледж.
Педагог гордится успехами одного из нынешних учеников – Романа Фоминых. Как раз накануне нашей беседы я познакомилась с еще одним воспитанником Петра Александровича – Арсением Скворцовым, который поразил меня своей лучезарной улыбкой.
Это не ускользнуло от пристального взгляда Шатрова, и когда мальчик вышел из кабинета, он сказал мне с довольной улыбкой:
-У Арсения есть очень важное качество – он обладает прирожденным артистизмом. Одного этого, конечно, недостаточно, чтобы стать выдающимся музыкантом, главное – это трудолюбие и упорство.
-А может человек научиться играть, не обладая музыкальным слухом?
-Может, — твердо сказал Петр Александрович. – Слух – это не главное. У меня был замечательный преподаватель – Зоя Васильевна Абих, кстати, она и сейчас работает. Так вот, она любого научит играть.
Петр Александрович тоже готов учить всех приходящих к нему детей, в каждом из которых он видит его неповторимые индивидуальные особенности, что помогает его ученикам развивать способности, творить и радоваться успехам. Педагог стремится открыть и развить в каждом ученике творческое начало, желание добиться высоких результатов.
Директор детской школы искусств С.И. Шлыкова отмечает, что именно результативность – отличительная черта его деятельности:
-Петр Александрович всегда работает на совесть и приучает к этому своих учеников, у которых пользуется большим авторитетом. Не все начинающие музыканты выдерживают его систему требований, поэтому остаются самые настойчивые, которые понимают: для того чтобы добиваться успехов, надо доводить начатое дело до конца. Наглядное подтверждение этому – итоги участия воспитанников Петра Александровича не только в зональных, но и краевых, всероссийских и международных конкурсах. За высокий уровень подготовки лауреатов Петр Александрович награжден многочисленными дипломами, грамотами, благодарственными письмами управления Алтайского края по культуре и архивному делу, администраций Алтайского края, Троицкого района, оргкомитетов различных конкурсов.
Указом губернатора Алтайского края от 28 декабря 2015 года Петр Александрович Шатров за многолетний добросовестный труд и большой личный вклад в развитие культуры Алтайского края награжден медалью «За заслуги перед обществом».
Светлана КУДИНОВА.
Читайте материал полностью в номере газеты за 20 февраля 2016 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.