Магазины самообслуживания работают на доверии продавцов к покупателям. Людям удобнее самим выбирать товар – его можно «пощупать», внимательно рассмотреть, изучить информацию о товаре и производителе, не отвлекая продавцов от работы.
Вот только плохо, что встречаются нечистые на руку покупатели, которые воруют из магазинов самообслуживания. Эта проблема острая, ведь от нечестности некоторых граждан страдают не только владельцы и руководство магазинов, но и рядовые продавцы, являющиеся материально ответственными лицами. За каждую недостачу товара им приходится платить из своего заработка.
Елена Ивановна Самборская, заведующая магазином «Лаванда», рассказывает:
—К сожалению, случаи воровства происходят достаточно часто, например, за последнюю неделю выявили два факта, и это лишь те, которые мы обнаружили и пресекли. А сколько фактов продавцы не замечают, сказать трудно… Конечно, 12 видеокамер, установленных в нашем магазине, помогают найти виновных, но и мы, продавцы, стараемся не упускать из виду подозрительных покупателей. Бывает, что иногда наши подозрения оправдываются, в таких случаях мы предлагаем покупателю предъявить на кассе все продукты. Иногда дело заканчивается извинениями покупателей, они оплачивают или возвращают сокрытый товар. А воруют многое, начиная от колбасы и водки и заканчивая мороженым и энергетиками. Особо удивляет то, что воруют не те, кому есть нечего, а вполне состоятельные жители. Но нужно отметить, что есть и такие покупатели, которые честны, просто забыли, что положили в сумку какой-либо товар и не предъявили его на кассе. Они на следующий день, приходя за покупками, сами говорят о своей забывчивости, возвращают или оплачивают покупки. Заявления в полицию мы подаем не всегда, иногда проще сказать родителям замеченных в воровстве детей, чтобы воздействовали на них, ведь мы знаем практически всех своих постоянных покупателей в лицо.
Возраст у мелких воришек разный – от школьников до пенсионеров. Когда, просмотрев записи с камер наблюдения, мы видим, что конкретный покупатель что-либо украл, или ловим с поличным, то передаем дело в органы правопорядка. Буквально несколько дней тому назад из полиции нам принесли протокол о наложении административного наказания на покупательницу, которая утаила три порции мороженого стоимостью всего 145 рублей, а штраф ей назначен в тысячу рублей. Да и за товар она должна рассчитаться. Нам обидно, что такое происходит, и даже иногда стыдно, что приходится буквально хватать за руку недобросовестных покупателей.
Елена Ивановна полагает, что и в других магазинах ситуация с воровством примерно такая же, там тоже выявляют воришек. Покупателям, наверное, стоит задуматься над вопросом: надо ли подвергать себя такому позору? Особенно это касается несовершеннолетних, ведь они могут испортить себе жизнь, начав с мелкого воровства и закончив более серьезными уголовными делами.
Все мы пользуемся услугами магазинов, часто их посещая. От того, как нас обслуживают, зависит наше настроение. А какое оно может быть у продавца, если он только что поймал вора или ревизия обнаружила недостачу?..
О том, какое наказание предусмотрено за подобные деяния, рассказывает начальник отдела участковых уполномоченных полиции МО МВД РФ «Троицкий» Юрий Александрович Штоль:
-Этими делами в основном занимается как раз наш отдел. К сожалению, с тех пор, как стала повсеместно внедряться система самообслуживания в магазинах, количество таких административных нарушений увеличилось. В случае выявления факта воровства продавцы или руководство магазинов сообщают нам, мы составляем протокол, ведем расследование и передаем материалы на рассмотрение мировым судьям. Обычно наказание предусматривается в виде штрафа, который иногда в десятки, а то и в сотни раз превышает сумму похищенного товара, и, разумеется, суд обязывает виновного возместить ущерб. Также виновный может быть приговорен к обязательным работам или даже подвергнут административному аресту. Если правонарушение человеком совершается не впервые, то может наступить уголовная ответственность.
Виктор РЯБОВ.