История одного портрета

«Здравствуйте. Есть информация о ветеране Великой Отечественной войны Южаковского сельсовета. Пожалуйста, напишите или сообщите свой адрес. Звонить неудобно, я в Москве». С этого письма, которое пришло А.М. Неустроеву из московского музея «Бородинская битва», и началась переписка, которая открыла новую страницу в летописи увековечения памяти наших земляков.

«Уважаемый Андрей Михайлович! – пишет далее сотрудник музея Кирилл Ривчак. – На сайте газеты «На земле троицкой» я обнаружил Вашу статью (март 2021 года) о подготовке списков погибших и ветеранов Великой Отечественной войны Южаковского сельсовета для увековечения. В списке ветеранов под №309 записан Татарченко Александр Афанасьевич. Я хотел бы выяснить, тот ли это А.А. Татарченко, 1925 (1927?) г.р., призванный из Бийска в 1944 году, воевавший во 2-й гвардейской Таманской стрелковой дивизии рядовым стрелком, награжденный орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За взятие Кенигсберга». Прошу вас помочь выяснить факты боевой биографии ветерана Южаковского сельсовета А.А. Татарченко и разыскать его фотографию или людей, знавших его лично».

Откуда же в Москве возникла такая заинтересованность судьбой солдата Великой Отечественной войны из далекого сибирского села? Дело в том, что в фондах музея хранится рисунок военного художника Филиппа Николаевича Сачко, сделанный им во время штурма Кенигсберга. Из подписи под рисунком следует, что на нем изображен сержант А. Татарченко, и предположительно это наш земляк.

Андрей Михайлович не мог оставить без внимания эту просьбу. Кроме того, он в силу своей глубокой преданности делу увековечения памяти ветеранов проникся этой историей до глубины души и заинтересовал ею единомышленников.

Мы связались с одной из дочерей Александра Афанасьевича Татарченко – Екатериной Александровной Микушиной, проживающей в Смоленском районе Алтайского края, которая рассказала об отце.

Александр Афанасьевич родился в селе Кепезень Майминского района 26 мая 1925 года. В Многоозерный он переехал уже после войны. Работал в леспромхозе, вместе с женой вырастил и воспитал четверых детей – сына Дмитрия (его, к сожалению, уже нет в живых) и трех дочерей. Старшая, Антонина Александровна, живет в Барнауле, а самая младшая, Надежда Александровна, – в Бийске.

-Папа всю жизнь работал шофером на грузовике, — рассказала Екатерина Александровна. – Летом он возил в леспромхоз рабочих, доставлял людей на покос и обратно. Сено возил целыми ночами и никогда никому не отказывал, лес возил на лесовозе. Веселый и общительный человек, он очень любил ребятишек, мальчишки бегали за ним толпами, просили прокатить, и он всех катал на своей машине. Вот только войну вспоминать не любил. Он был ранен при взятии Кенигсберга и демобилизовался по ранению. Летом 1984 года состояние его здоровья резко ухудшилось. Родные уговаривали его лечь в больницу, но он сказал: «Помирать буду дома»…

Папа умер 27 августа 1984 года. Наград у него было много, но он их еще при жизни раздал ребятишкам. Точно помню, что была медаль «За отвагу», но тоже не сохранилась. Только одну звезду я храню до сих пор…

«Звезда», о которой идет речь, – это орден «Красной Звезды», одна из самых почетных боевых наград Великой Отечественной войны, которой военнослужащие удостаивались за особые заслуги в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

Кирилл Ривчак считает, что по предоставленным нами материалам можно определенно утверждать, что на вышеупомянутом портрете изображен именно Александр Афанасьевич Татарченко. Это и сходство по фотографиям из семейного архива, и совпадение наград, и служба в гвардейской части, и участие в боях в районе Кенигсберга. Неясно только, почему художник в подписи указал звание сержанта («с-т») и при этом изобразил его с погонами рядового – именно в этом звании А.А. Татарченко окончил войну.

По словам А.М. Неустроева, он хоть и был еще подростком, но хорошо помнит, как выглядел его земляк в последние годы жизни, и при первом же взгляде на рисунок уловил в нем знакомые черты.

Вот так благодаря фронтовому художнику вошел в историю наш земляк – рядовой Александр Татарченко. Кроме того, благодаря этой счастливой случайности завязалось сотрудничество с московским музеем. В одном из своих последних писем Кирилл Ривчак написал: «Буду ждать выхода вашей публикации – надеюсь, она расскажет и о других деталях биографии ветерана. Это пригодится при демонстрации портрета на выставках».

Подготовила Светлана КУДИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.