Гимн вальсу

Кто не любит танцевать? Представим себе дискотеку, выпускной бал, новогодний праздник. Уже отплясали ребята и шейк, и твист, и диско. Вдруг кто-то поставил старую пластинку.

-Вальс, вальс, вальс!

И светлеют лица. Мальчики чуть насмешливо и галантно склоняют головы, девочки приседают смущенно. И – понеслось, закружилось в стремительном, безудержном вихре. А дома у вас в любой праздничный день при звуках вальса приподнимаются все из-за стола, не только родители и их друзья, но и бабушки-дедушки и с удовольствием кружатся под звуки старого вальса, а потом, смеясь, падают на диваны и стулья.

Что же это за наваждение такое – вальс? Почему так устойчиво и прочно его владычество? Откуда он взялся? Вот об этом и поговорим.

Из истории музыки, из романов, повестей, сказок мы узнаем о быте, музыке и танцах прошлых эпох. При дворе европейских королей, маркграфов, князей танцевали множество танцев. Это были торжественные сарабанды, медленные пиваны, подпрыгивающие гальярды, изящные, галантные менуэты.

А простолюдины – крестьяне, ремесленники, торговцы – плясали на праздниках и свадьбах народные танцы. В каждой стране – свои. Англичане – огненную жигу, итальянцы – стремительную тарантеллу, русские – веселый трепак. И вот что интересно: одни танцы сохраняются веками, особенно народные, а иные – поживут от силы сто лет – и исчезают бесследно. Мы теперь можем увидеть менуэты или экосезы только в театре, когда ставят пьесу, оперу или балет исторического или сказочного характера.

Оглянемся назад и припомним, какие танцы были в моде в течение восьми десятилетий. Вначале появился американский танец фокстрот, что в переводе означает лисий, или быстрый, шаг. В 30-х годах в Европу проникло и покорило всех аргентинское танго, медленный и томный танец. Подлинная родина его – Испания, родные сестры – испанское фламенко и хабанеро. Потом вся Европа стала танцевать чарльстон. Его сменили, уже в 40-е годы, рок-н-ролл, буги-вуги, твист, а потом шейк. Каждый танец уступал место новому. И только один оказал стойкое сопротивление времени и не уступает своего приоритета никому – вот уже двести лет! При звуках этого танца хочется кружиться, кружиться…

«Смеется вальс над всеми модами века», — поется в песне Э. Колмановского на слова Е. Евтушенко.

Вальсы бывают разные, и по жанрам, и по характеру. Есть вальсы бальные, эстрадные, симфонические, вальсы-«крошки» и вальсы-«гиганты». Двухчастные и трехчастные. И еще, что особенно важно: веселые, грустные, бравурные и таинственные, поэтичные и бурно-мятежные. Даже трагические. Но у всех есть одно общее свойство: они написаны в трехдольном размере.

Это значит, что в каждом такте вальса три четверти, и счет идет на три: раз-два-три, раз-два-три. Мелодия вальса, особенно танцевального, как правило, проста, она может быть плавной и спокойной, может быть быстрой, грациозной. А аккомпанемент безхитростен: бас-аккорд-аккорд, бас-аккорд-аккорд, причем на бас приходится сильная доля такта, а два последующих аккорда как бы дополняют его. Вальс, точнее вальсовый размер, очень емкий и может выражать различные человеческие чувства. Вальсовый размер сообщает музыке движение, причем движение не напряженное, четкое, как в марше, а легкое, полетное…

Это вальсовое движение всегда ассоциируется в нашем представлении с чем-то радостным и таинственным, ласковым или веселым; то с нежным словом матери или друга, то с романтическим чувством любви. Может быть, именно поэтому вальс так любят все?

Откуда же произошел и где впервые появился вальс?

Его родиной считают три страны: Францию, Чехию, Австрию. В середине XVII столетия во Франции бытовал народный танец вольт. Название его итальянского происхождения от слова «вольтаре» – «поворачивать». И танцевали его парами, с поворотом одного танцующего вокруг другого. В Чехии в это же примерно время был очень популярен веселый и задорный танец фурмант, что означает «франт», «гордец». Парень, подражая франтоватому богачу, сначала горделиво выступает, а потом начинает гоняться по кругу за своей партнершей и, поймав ее, обнимает за талию и начинает кружиться в веселом танце под одобрительную песню и притопывание остальных.

Новый танец стал вальсом, в нем соединились элементы вольта и фурманта. Во второй половине XVIII века вальс уже вышел из сельских кабачков, с деревенских свадеб и, пройдя по дорогам всей Европы, переступил пороги аристократических танцевальных залов и даже дворцов. Однако был принят далеко не сразу. Он-то, конечно, понравился, и очень! Не мог не понравиться – столько было в нем новизны, стремительности, огня! Но, по мнению чопорных салонов и дворцов, он был слишком неприличен. Кавалер при всех обнимает даму? Это недопустимо! Еще вначале XIX века вальс продолжал подвергаться преследованиям. В Вене, например, разрешали его танцевать на балу не более десяти минут. В немецких землях официальный запрет на вальс был снят лишь в 1888 году!

В России император Павел I издал предписание, запрещавшее «употребление пляски, вальсеном именуемое». Но вальс уже нельзя было остановить, он триумфально шел по странам Европы, завоевал Париж и Лондон. Он распространялся «наподобие эпидемии насморка», как писалось в одном трактате. И победил! Потребность во все новых и новых вальсах росла с каждым годом.

Особенную популярность приобрели вальсы композиторов Йозефа Ланнера и семьи Штраусов. Штрауса уже при жизни называли королем вальсов. Он написал около 500 вальсов. Среди них такие шедевры, как «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Весенние голоса», вальсы из оперетт «Летучая мышь» и «Цыганский барон». Вальсы Штрауса полны такого очарованья, радости жизни, так зажигательны, что кажется – в них отразился мир красок и образов.

Около двухсот пятидесяти вальсов написал великий немецкий композитор романтик Франц Шуберт.

Великий сын Польши Фредерик Шопен писал свои вальсы. У него вальсы – лишь название жанра, это очаровательные концертные пьесы. Каждый из них – то живая картинка родной польской природы, то женский портрет, то воспоминание о юности, то оценка жизни.

В России большую популярность приобрели два вальса, которые сочинил не композитор, поэт, драматург, дипломат А.С. Грибоедов. Он был отличным музыкантом.

Помните, у П.И. Чайковского на слова А.К. Толстого:

Средь шумного бала, случайно

В тревоге мирской суеты

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Это романс-вальс.

«Вальс-фантазия» М. Глинки – романтическая поэма о любви. Этот первый русский симфонический вальс – шедевр симфонической музыки. А симфонический вальс А. Хачатуряна, написанный к постановке драмы М. Лермонтова «Маскарад»?

В России кроме вальсов-романсов одним из популярнейших жанров стал вальс-песня. Патриотические гражданские песни-вальсы чаще всего писали для духовых оркестров военные дирижеры. Особенно популярны такие вальсы стали после русско-японской войны и в годы Первой мировой войны. Это: «На сопках Манчжурии» И. Шатрова, «Амурские волны» М. Кюсса.

Да, вальс живет! Его танцуют и взрослые, и дети. Под его, как говорили в старину, «чарующие» звуки несутся и кружатся пары. И радуется душа, когда слышишь расцвеченный всеми симфоническими красками «Вальс цветов» из балета П. Чайковского «Щелкунчик» или зажигательные, бравурные звуки штраусовского вальса «Голубой Дунай».

Итак, да здравствует вальс! Наш старый друг, прекрасный и вечно юный!

В. ЖАДОБИНА, преподаватель детской школы искусств.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.