«Вспоминаю, как деревня была одной большой семьей…»

У Василия Шукшина есть рассказ «Выбираю деревню на жительство». Он о том, как городской житель на вокзале общался с деревенскими мужиками, спрашивал у них совета, в какое село лучше перебраться. А те наперебой их хвалили – каждый свое, перечисляли достоинства деревенской жизни. Герой того рассказа так и не поехал в деревню – просто тешил душу. А вот наши сегодняшние героини в 90-х годах переселились из города в Тюмень и давно привыкли и к селу, и к деревенскому укладу жизни.

Елена Павловна Гармонова работает поваром в детском саду. Рядом проживает ее мама, Валентина Георгиевна Алексеева. Ей 17 сентября исполнилось 83 года, она одна из самых пожилых жительниц села.

Ухоженный палисадник бабы Вали, как она представилась, приятно удивил.

-Вы не видели, какая у нее здесь летом красота, – говорит Елена Павловна, – а ведь она все сама делает.

Валентина Георгиевна родилась в Кемеровской области, вырастила троих детей, двое живут здесь же, в Тюмени, а одна из дочерей не так давно переехала в Кемерово. Так случилось, что после рождения третьего ребенка, дочери Лены, Валентине по состоянию здоровья советовали сменить климат, и семья уехала в Киргизию. Там она работала на заводе по выделке шерсти. Труд был тяжелый, но сейчас баба Валя с теплотой вспоминает прошлые годы, как, например, от завода получила квартиру. Правда, пожить в ней удалось всего два года: в девяностые, после развала Союза, начались притеснения русских, и многие вынуждены были уезжать. Баба Валя успела квартиру продать и кое-какие вещи забрать с собой.

-Мы жили на одной площадке с киргизами, отношения были хорошие, ходили друг к другу в гости, — рассказывает Валентина Георгиевна. – А потом, когда начались волнения, они мне и посоветовали уезжать. Муж тогда уже умер. Когда приехала в деревню, ничего не умела делать, ведь всю жизнь прожила в благоустроенных городских квартирах. Но со временем научилась.

У бабы Вали пять внуков и трое правнуков.

Елена приехала в Тюмень после восьмого класса, здесь жила ее старшая сестра. Свои первые деньги она заработала, устроившись развозным поваром на ферму:

-Мне очень понравилось работать поваром, и, окончив девятый класс, я вернулась сюда, а потом, в 1992 году, и мама переехала. Помню свою первую зиму в деревне… Я никогда столько снега не видела, мне все так понравилось!.. Я, городская, слабо представляла, каково это – жить в селе, а потом научилась и дрова колоть, и корову доить, и курицу могу заколоть. Банки на зиму закручивать и готовить нас еще в школе научили, да и мама хорошо готовит. До сих пор у меня не получается, как она, картошку жарить и блины печь. В детстве у меня была игрушечная посудка. Мама мне позволяла готовить «по-настоящему», рожки даст, колбасу. Сварю без подлива, всухомятку, но мне казалось, что это так вкусно! Вот и в селе я стала поваром в совхозе, доработала до заведующей столовой, хотя нигде не училась на повара, закончила лишь курсы в техникуме. Все собиралась дальше учиться, но не получилось. Сейчас готовлю блюда ребятишкам в детском саду. Работу свою люблю. В садике сегодня шестеро детей, в этом году трое ушли в школу. На следующий год еще трое «наших» ребятишек пойдут в школу, а пополнения пока не предвидится. Очень люблю печь, но в садике сейчас не пеку, потому что продукты рассчитывают буквально по граммам на каждую порцию. Дети часто просят добавки, а ее нет. Очень любят, когда варю свекольник. Кричат: «Ура, красный суп!». Даже школьники, встречая меня, говорят: «Тетя Лена, в школе не так вкусно, как у вас». Мне приятно, ведь у детей непредвзятое мнение. Я если дома тесто на пироги, пиццу завожу, то ведро, а если блины собираюсь печь, то теста – три литра.

Четыре года назад Елена Павловна получила водительские права. По ее словам, это жизненная необходимость, ведь транспортного сообщения с райцентром нет, в ту же больницу поехать порой непросто, а мама все-таки в преклонном возрасте…

-Я с детства хотела быть шофером, так как папа работал дальнобойщиком и брал меня с собой в рейсы.

У Елены Павловны двое детей. Павел и Светлана – студенты.

-Паша старше на семь лет, — рассказывает она. – Меня из роддома привезли на тракторе, снегу было очень много в 2001 году, другая техника проехать не могла. Мы лезем к дому по сугробам, а сын в окно смотрит и говорит: «А вон и Светку привезли». Очень ждал сестренку. Так она у нас и стала Светланой. Павел живет с бабушкой, это ее первый помощник. Сейчас молодежь стремится уехать в город и там остаться, а он, наоборот, хочет вернуться в село. Говорит, что в городе жить дорого. Хочет к дому пристройку сделать, уже начал кое-что припасать. Павлу, наверное, передались мои гены, он тоже любит готовить, очень вкусные получаются блюда из мяса. Еще он давно увлекается тяжелой атлетикой, по вечерам ездит на спортплощадку в райцентр. Выступает за аграрный университет, в котором учится, привозит медали и грамоты.

Елена Павловна – депутат Беловского сельсовета, и ее знакомство с редакцией началось с благодарности односельчанам, участвовавшими в субботнике на кладбище, которую она выразила через газету.

-Депутатом я стала год назад. Сама по себе я очень активный человек, – рассказывает она. – И раньше звонила в сельсовет в случае необходимости. Сегодня ко мне люди обращаются с вопросами о мусоре, бродячих собаках и дороге. Проблем в селе много. Вы не поверите, но когда я только сюда приехала жить, здесь на каждом столбе висел фонарь. Помню, в клубе отмечали Новый год, и когда расходились по домам, шли по освещенной улице, можно было рассмотреть снежинки, которые спускались с неба! Сейчас нет ни одного фонаря, зимой идем на работу, дети к автобусу в темноте. В сельсовете говорят, что освещение сделать дорого. Смотрим на другие села, которые участвуют в проекте местных инициатив, — молодцы! Мне предлагают организовать сход и сбор денег на детскую площадку. Своими силами наши жители начали ее строить, но нам важнее дорога по селу. Я знаю, что люди не будут сдавать деньги на площадку, а вот на дорогу, которая нам нужна, — это да. Но в сельсовете опять же говорят, что делать дорогу – это дорого. Но ведь Гордеевский сельсовет попал в краевую программу, получил деньги на ремонт участка дороги. А мы кое-как допросились, чтобы засыпали ямы, привезли кирпич со школы. Думаю, что после уборки наши жители, имеющие технику, постараются засыпать его, чтобы дорога была более-менее ровная. У нас только дождь пройдет – все, без резиновых сапог по улице не пройти… Собак часто подбрасывают. Люди видят: останавливается машина, собачонку выкидывают и уезжают. А ей куда идти? Поближе к людям. Так у нас они по улицам и бегают. Хорошо, что появилась организация, которая занимается отловом бродячих собак. Делаем заявку через сельсовет, приезжают и забирают животных.

Честно говоря, население тяжело поднять на те же субботники. По весне позвала односельчан: «Пойдемте на кладбище, устроим субботник». Отвечали: «Мы вчера были, убрали могилки своих родственников». Но я-то зову прибраться и на заброшенных могилах. Огородить кладбище тоже особо некому, только несколько человек приходили, и то хорошо. Да что про субботники говорить, у нас люди перестали ходить даже на бесплатные концерты. Артисты стараются, а зрителя нет, и эта тенденция наблюдалась еще задолго до пандемии.

Сейчас каждый сам по себе, пропал интерес к общественным делам, никто не спешит друг другу на помощь. А ведь когда я приехала сюда, деревня была одной большой семьей. Жаль, что те времена прошли…

Наталья Заболотина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.