Что свято, что грешно, или Как научить детей выбирать добро?

1 декабря в ТСШ №2 в преддверии нового финансового года проходило совещание директоров школ района, в рамках которого обсуждалась тема введения с апреля 2012 года в школах «Основ религиозных культур и светской этики», в связи с чем на совещание были приглашены представители Русской Православной Церкви.

Для начала директоров ознакомили с видеообращением протоиерея Сергия о целях введения в школах нового предмета и о том, что в некоторых регионах он уже введен в школьную программу.

«Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) – учебный предмет, включенный Министерством образования и науки России в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально с 1 апреля 2010 года в 19 регионах России, а во всех регионах – с 2012 года. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики и родители (законные представители) могут выбрать один для изучения. Это «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания. Он является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

В задачи курса входят знакомство учеников с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики и развитие представлений подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества, а также обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения.

-Выбирать можно, когда есть, из чего, — говорил помощник благочинного иерей Максим. – В «Светской этике» вроде бы ничего плохого нет, но и пользы никакой.

14 школ района уже получили учебник, написанный богословом, протодиаконом Андреем Кураевым. Роздано 28 пособий. Есть методические разработки, на все вопросы постараемся ответить и поможем, если будет необходимость. По «Этике» все гораздо хуже, иногда даже авторы неизвестны.

То, что человек не читал Достоевского, считается плохо. А то, что он не знает своих корней, кто мы и откуда? Почему наши дети не должны этого изучать? У курса не стоит задача прямиком всех отправить в церковь, как некоторые опасаются.

 Кстати. В 2010 году к изучению курса ОРКСЭ приступили 242902 обучающихся четвертого класса в 9980 общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, что составило 95% от всех четвероклассников в «экспериментальных» регионах.

Модуль «Основы светской этики» выбрали 42% родителей, «Основы православной культуры» – 30%, «Основы мировых религиозных культур» – 18%, «Основы исламской культуры» – 9%, «Основы буддийской культуры» – 1%, «Основы иудейской культуры» – менее 1%.

В Чеченской Республике 99,9 процента школьников выбрали модуль по основам ислама. И только 0,12 процента решили изучать православие. Все выбирают «про себя», свою историю и культуру.
Как показывают результаты опроса обучающихся и их родителей, дети стали больше общаться с родителями, обсуждая услышанное на уроках, что говорит о значительном воспитательном потенциале курса ОРКСЭ. На вопрос «Обсуждаете ли Вы со своим ребенком темы, изученные на уроках по выбранному модулю учебного курса?» от 62 до 100% (в разных школах) родителей ответили утвердительно.

-Цель предмета – формировать мировоззрение ребенка, – говорил настоятель Свято-Троицкой церкви о. Александр. — Со «Светской этикой» этого не достичь. Предмет ни на чем не базируется. Как на ее основе научить ребенка делать правильный выбор между добром и злом, когда средства массовой информации рассказывают о том, что узакониваются однополые браки?

Многие ли из нас могут похвастать тем, что наши дети живут полноценной семейной жизнью? У всех у нас то хозяйство, то работа занимают много времени, а дети в это время просиживают в Интернете и получают воспитание оттуда. А чему они там могут научиться, вы и сами знаете. Надо формировать мировоззрение детей, не доверяя это Интернету и телевидению, нужно научить детей выбирать лучшее, понимая, что добро, а что зло.

В большинстве директора спокойно восприняли введение нового предмета. Директор ТСШ №2 О.Н. Воробьева  рассказала, что по этому вопросу она уже трижды была в Новоалтайске и убедилась, что там наработана хорошая база для обучения предмету.

Председатель комитета по образованию А.С. Тупикин, подводя итог совещания по этому вопросу, сказал:

-Должны использоваться все возможные методы, формы и способы, чтобы наши дети стали лучше. За счет учебного компонента с 1 апреля в четвертых классах будет введен один час в неделю нового предмета. До 25 декабря проведите родительские собрания и определитесь, что будете преподавать. Обратите внимание на то, что сегодня вам предлагали преподавать не православие, а православную культуру. Разъясните родителям разницу между этикой и этикетом, организуйте индивидуальные консультации родителей, особенно тех, кто затруднится с выбором. Избегайте давления на родителей. Определитесь, кто из учителей будет преподавать новый предмет. С февраля АКИПКРО начнет проводить обучающие курсы.

Состояние нравственности в современном обществе оставляет желать лучшего и к нему, к лучшему, надо стремиться, а не только говорить о том, что у нас растет безнравственная молодежь. Введение нового предмета – это попытка восстановления нравственности.

О цели курса протодиакон Андрей Кураев на своем миссионерском портале рассказывает:

-Цель эксперимента маленькая и локальная – доказать нашу способность говорить о наших святынях на разных языках и при этом не провоцировать гражданскую войну. Цель эксперимента – открыть дорогу курсу.

Этой стратегической цели эксперимента (доказательству его бесконфликтности) служит техническая его цель – обкатать механизм выбора модулей родителями.

А цель самого курса – привить детям навыки нравственного самоанализа. Чтобы ребенок открыл внутренний мир своей души, познакомился со своей душой. Чтобы он научился реагировать не только на боль в пальчике, но и на боль в своей совести. Чтобы он научился делать запросы к совести, прося ее ответить – к добру или ко злу то или иное его стремление.

В этом смысле задача курса – это именно нравственное воспитание. Заметьте, задача курса не в том, чтобы подготовить богословски грамотных прихожан.

Весь наш курс из шести модулей является морально-экуменическим. Это означает, что нравственные ценности, которые доносятся им до ребенка, одинаковы: почитание старших, забота о слабых или о младших, бережное отношение к природе, любовь к отечеству и т.п. Это общие семейные ценности.

Опыт показывает, что донести эти ценности до ума и сердца всех детей одним языком и одним путем невозможно. Этико-религиозные традиции различны, а светская этика не всех убеждает творить добро по причине нехватки у нее аргументов: «Дети, надо творить добро! – А почему надо? – Потому что надо!».

Что ж, раз аргументы светской этики не для всех убедительны, пусть к детям обратятся разные культуры с разным подбором образов и аргументов.

Андрей ТИМОХИН.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.