Работа над проектами позволяет детям раскрыться

С некоторых пор педагоги в школах практикуют не только традиционные методы ведения уроков (когда учитель у доски рассказывает, а класс запоминает, выучивает и делает домашнее задание), но и такие, как проектные уроки (и проекты) и исследовательскую работу с учениками.

29 ноября в ТСШ №2 проходила ассамблея учителей, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью. По словам Н.М. Первовой, инспектора комитета по образованию, в абсолютном большинстве школ района (за исключением двух) распространена такая практика.

Учителя, участвовавшие в ассамблее, делились друг с другом своими наработками в научно-исследовательской и проектной деятельности, демонстрировали работы своих учеников, которые нередко занимают призовые места на различных конкурсах, в том числе и краевого масштаба. Все они уверены, что проекты и исследования, особенно групповые, сплачивают детей, развивают в них коммуникабельность, активность и другие немаловажные и полезные в жизни качества. Но в первую очередь проекты позволяют детям раскрыться. Темы проектных и исследовательских работ не могут быть взяты просто так, с потолка. Они должны быть важными для учителей и, прежде всего, для самих учеников. Тема должна быть связана с реальной жизнью и обязательно интересной для детей. Такую тему, в принципе, можно найти в любой из областей школьной науки, будь то география, биология или даже математика.

Естественно, что выполнение проектов требует от детей определенной самостоятельности. И есть мнение, что проекты и научные исследования создают исключительно школьники старших и средних классов. Но это не так. Младшеклассники на это тоже способны. Они вполне могут провести исследование, например, о том, какой корм нравится кошке, или о том, как влияют различные растворы на образование черенков цветов, о чем и говорили учителя на ассамблее.

Позитивную дружескую атмосферу, царившую во время проведения ассамблеи, несколько разбавило выступление С.В. Кудиновой, учителя истории ТСШ №1. Она начала говорить не о прелестях научно-проектной работы, а о тех преградах, которые в ходе этой работы встречаются. Она считает, что если, например, спорт в районе поддерживается, то школьная наука поддержки почти не ощущает. Дело пущено на самотек. И поощрение за хорошую работу – дело редкое. Денежного-то, в принципе, никто и не ждет, а вот похвалить могли бы. Но, как говорит Светлана Васильевна, если займешь призовое место на каком-нибудь краевом конкурсе, иной раз слышно и такое: в крае заняли, пусть там и хвалят. В школах на научную деятельность времени либо совсем не отводится, либо выделяется ничтожно малое количество часов, и подготовить в таких условия достойную работу хотя бы с одним ребенком – это уже подвиг и для него, и для учителя. Огромную роль играет помощь со стороны родителей. Речь идет не только о моральной поддержке,  но и о материальной. Как всегда, все упирается в деньги. Поэтому единственный приемлемый выход, чтобы показать свой труд и труд учеников – «сбрасывать» работы в Интернет на специализированные сайты. Может быть, хоть тогда заметят…

Закончился «слет» учителей-исследователей своеобразным мастер-классом, проведенным специалистами ДЮЦ, которые на научно-исследовательской деятельности, как говорится, «собаку съели». Е.В. Бороздина (специалист эколого-биологического направления) не просто рассказала о требованиях к оформлению работ, но и раздала представителям школ специальные сборники, где эти требования подробно описаны. И конечно, она напомнила, что без энтузиазма учителей ничего с мертвой точки не сдвинется.

Комментарий Е.Г. Колыхаловой, директора ДЮЦ:

-Во время проведения ассамблеи у меня сложилось впечатление, что такая работа – дело нужное. Если до этого я сомневалась, то сегодня мои сомнения были развеяны. Научно-исследовательская и проектная деятельность нужна и важна для района. Жаль только, что пока она замкнута в школьных рамках – как на уроках, так и во внеурочное время (в ДЮЦ реализуется краеведческая и экологическая направленность).

Такие работы интересны не только ученикам, но и учителям. Им тоже хочется поделиться своими исследованиями. Но школьного уровня для этого мало.

Ксения Алексеева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.