Полтора года в Афгане. Такое не забывается…

15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества

Александр Борисович Смагин родом из Троицкого, окончил ТСШ №2, долгое время жил и работал в райцентре. Около десяти лет назад его семья переехала в Заринск. Он был одним из первых советских военнослужащих, кто в декабре 1979 года вошел на территорию Демократической Республики Афганистан в составе ограниченного контингента советских войск. В Афганистане Александр Борисович находился полтора года.

В армию А.Б. Смагина призвали в Душанбе, полгода он был в «учебке».

Ни для кого из новобранцев не было секретом, что их готовят к службе в Афганистане, хотя и знали, что отберут не всех:

-Из нашего подразделения отобрали только троих. Сначала мы попали по распределению в Чимкент, в вертолетный полк, потом перебросили в Термез. Оттуда мы сначала и ходили работать, а потом полк передислоцировали в Кундуз, наше подразделение стояло под Файзабадом…

Как пояснил Александр Борисович, «работать» в их понимании означало совершать боевые вылеты. Первые полгода он был механиком по вооружению, в обязанности входил ремонт огнестрельного и бомбового вооружения, а весь следующий год – бортовым стрелком. В подразделении было 14 вертолетов Ми-8. В задачи экипажа, состоящего из трех человек, входило сопровождение с воздуха наших войск, идущих колоннами из Файзабада, на протяжении 100 км, где «передавали» их другим сопровождающим. С местным населением контактов практически не было, в ущельях и кишлаках таилась опасность.

О своем пребывании на войне Александр Борисович рассказывает спокойно, хотя воспоминания не могут не вызывать эмоций:

-Душманы подкарауливали наши вертолеты, когда мы возвращались на базу на малой высоте. За полтора года моей службы сгорело шесть бортов. Экипажи мы потом забирали…

Поскольку они пришли в Афганистан первыми, поначалу приходилось самим обустраивать свой быт. Первое время жили в палатках, которые в целях безопасности помещали в глубокие ямы. Потом для них построили глинобитные казармы, в которых солдаты жили рядом с офицерами. Питались тоже в общей столовой, на питание обижаться не приходилось, воды хватало, ее возили из реки. Окон в казармах не было, поэтому в помещениях постоянно горел свет. А стены испытывали на прочность, стреляя по ним из гранатомета.

Файзабад находится на севере страны, поэтому иногда зимой выпадал снег, в марте появлялась первая зелень, а в апреле уже все выгорало. Сорокаградусная жара считалась привычным делом.

-В Афганистане я находился с 22 декабря 1979-го по 3 мая 1981-го, — подвел итог своему рассказу Александр Борисович. – После увольнения мы шли до Термеза своими бортами, а оттуда – на поезде до Барнаула. Дома меня ждала семья – мама, сестра, отец, жена…

К факту своего пребывания в Афганистане он относится, как к чему-то само собой разумеющемуся:

-Я был воспитан в советское время, поэтому сильно не задумывался, считал в порядке вещей: просто надо. В каждом поколении и до, и после меня такое случалось…

После службы в армии Александр работал на ремзаводе. Вместе с женой Татьяной Викторовной они воспитали сына и дочь, а теперь перенесли часть своей огромной родительской любви на внука и внучку. И, конечно же, наш земляк Александр Смагин и в Заринске не остается в стороне от «афганского» братства, для которого не существует границ как в пределах   Алтайского края, так и всей нашей необъятной страны.

Светлана КУДИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.