Трудная юность и материнская слава

Давным-давно в далекой Донецкой области в селе Карл Маркс жили две девочки – Гильма и Анэтта, обласканные родителями – мамой и папой Шмитгаль Ольгой Карловной и Христианом Христиановичем. Жили большой дружной родней, зажиточно, крепким хозяйством. Все у них ладилось и в работе, и в семьях. До того самого 22 июня 1941 года…

Война ворвалась неожиданно, страшно, разрушая все: дома, семьи, надежды. Люди в ужасе метались под бомбежкой вражеской авиации. Отца сразу забрали в НКВД, больше его никогда не видели.

Семью отправили на спецпоселение в Алтайский край, село Курья, подальше от границы. Семья еще держалась вместе – мама, бабушки, дедушки старались уберечь девочек. Ольгу Карловну отправили на работу в трудармию, на лесоповал. Она пробыла там два года, вернулась больная и вскоре умерла, перед смертью изменив имена дочерей. Гильма стала Галиной, Анэтта – Анной. Старики не смогли пережить обрушившиеся на них беды. Вскоре не стало и их. И остались тринадцатилетняя Галина и девятилетняя Анна сиротами на чужой стороне, голодные, раздетые, просили милостыню. Люди помогали, чем могли, но сами жили впроголодь. Сироток взял в семью агроном Иван Минаевич Третьяков. Они, как могли, помогали по хозяйству, хотя были маленькие, изголодавшиеся, как говорится, «в чем только душа держится».

Вскоре Ивана Минаевича направили директорствовать в совхоз «Пролетарий» Троицкого района. Подросшую Галину он взял с собой как домработницу, а Анну отправили в детский дом. До 1954 года они, как и все немцы, находились под комендатурой.

В 17 лет Галина пошла работать в совхоз. Закончила курсы трактористов, но работала везде, куда посылали: на элеваторе, в совхозном саду-огороде, в столовой помощником повара.

Счастье ей улыбнулось. В 1948 году вышла замуж за хорошего, трудолюбивого парня Михаила Логинова, три года ждала его из армии, воспитывала дочь Людмилу, жила со свекровью и золовкой, ставшими ей семьей.

Вернулся из армии Михаил, приехала Анна, устроилась работать дояркой. Но не каждый может справиться с такой тяжелой работой, вскоре Анна уехала в Барнаул, и неожиданно вышла замуж за брата Михаила – Ивана Логинова. Работала всю жизнь на комбинате химволокна. Ветеран труда, но это уже другая история.

Я давно задумала рассказать о бабе Гале, но когда я начинаю об этом размышлять, в памяти возникает много-много людей. Всю жизнь прожив в одной деревне, люди становятся близкими, едва ли не родными. Мои тетя и дядя Мария Захаровна и Петр Максимович всегда дружили с Логиновыми, вместе работали, вместе делили горе и радость, растили детей. С золовкой Галины Христиановны Валентиной Петровной Кирилиной работали за соседними столами, с Людмилой вместе учились в школе.

Ну вот, а в семье Логиновых в 1953 году родилась дочь Татьяна, а потом еще трое сыновей: Сергей, Петр, Андрей.

Иван Минаевич Третьяков, живший долгие годы в Барнауле, навещал своих воспитанниц, приезжал с женой к ним в гости.

Было трудно, но люди помогали друг другу. Сообща убирали покосы, строили дома, да и праздники ждали не для пьянки – сходить  друг к другу в гости, повеселиться, попеть песни, поиграть в карты.

Логиновы держали большое хозяйство, подрастали помощники, свекровь с золовкой жили рядом. Но беда, как говорится, не за горами, а за плечами. В 1976 году Михаил Петрович умер – инфаркт. Но Галина не опустила руки. Требовательная, настойчивая, учила детей: все получили образование, высшее или среднетехническое. Работала, вела хозяйство. О каждом из детей тоже можно писать и писать…

В 50 лет Галина Христиановна уходит на пенсию. Награждена медалью «Материнская слава II степени», медалью «Ветеран труда». Но на пенсию ушла не для отдыха. Из города привезли крохотную внучку, и снова баба Галя взялась за воспитание – с любовью и нежностью.

Вокруг нее всегда дети, внуки (их у нее восемь), правнуки (их тоже восемь).

Но время неумолимо ко всем нам. Галина Христиановна сейчас инвалид первой группы. Дочери Людмила и Татьяна по очереди живут с ней, приезжая из Барнаула, ведут хозяйство, приезжают внуки, а сыновья – всегда рядом.

Я нередко думаю: почему мы, люди, так часто можем сказать друг другу ненужные обидные слова, сделать что-то плохое, а хорошее носим в себе, стесняемся, не находим время для добрых слов, все остается в душе невысказанной болью… А всего и надо сказать: «Спасибо, баба Галя, за достойно прожитую жизнь, спасибо за детей и внуков, дай Бог тебе всего хорошего, живи долго».

Надежда Дуплинская (при участии Любови Логиновой), п.Гордеевский.

1 комментарий для “Трудная юность и материнская слава”

  1. Дорогие Надежда и Любовь! Мы внуки Ивана Минаевича Третьякова. Нам очень приятно и радостно читать ваши добрые слова о нашем деде. Девочку Галю помнят дети Ивана Минаевича — Людмила Ивановна ( 84 лет) и Владислав Иванович (81 год), которые живут в г.Барнауле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.